4 И# пре1жде сегw2 є3ліасjвъ свzще1нникъ живsше
въ сокро1вищнэмъ домY бг7а нaшегw, сро1дникъ тwвjинъ,
|
5 и3 сотвори2 є3мY сокро1вищный до1мъ вели1къ:
тaможе бsху пре1жде приносsще же1ртву и3 лівaнъ,
и3 сосyды и3 десzти1ну пшени1цы и3 вінA и3 є3ле1а,
ўстaвлєнаz леvjтwмъ и3 пэвцє1мъ и3 две1рникwмъ,
и3 начaтки свzще1нничєскіz.
|
6 Во всёхъ же си1хъ не бы1хъ во їеrли1мэ, поне1же
въ лёто три1десzть второ1е ґртаxе1рxа царS
вавmлHнскагw пріидо1хъ ко царю2: и3 по скончaніи
днjй и3спроси1хъ t царS
|
7 и3 пріидо1хъ во їеrли1мъ, и3 ўразумёхъ
ѕло2, є4же сотвори2 є3ліасjвъ тwвjи, сотвори1ти
є3мY сокро1вищный до1мъ во дворЁ до1му б9іz,
|
8 и3 ѕло2 kви1сz ми2 ѕэлw2: и3 и3зверго1хъ вс‰
сосyды до1му тwвjева во1нъ и3з8 до1му сокро1вищнагw,
|
9 и3 реко1хъ, и3 њчи1стиша сокро1вищный до1мъ: и3
возврати1хъ nнaмw сосyды до1му б9іz, же1ртву
и3 лівaнъ.
|
10 И# познaхъ, ћкw ч†сти леv‡тскіz не бы1ша
даны2, и3 побэго1ша кjйждо на село2 свое2 леvjти
и3 пэвцы2 творsщіи дёло.
|
11 И# прsхсz со страти1гами и3 реко1хъ: чесw2 рaди
њстaвленъ бы1сть до1мъ б9ій; И# собрaхъ и5хъ и3
постaвихъ џныхъ во стоsніихъ свои1хъ.
|
12 И# ве1сь їyда принесо1ша десzти1ну пшени1цы и3
вінA и3 є3ле1а въ сокрHвища под8 рyку селемjи
свzще1нника и3 садHка писцA и3 фадаjи t леv‡тъ,
|
13 и3 при ни1хъ ґнaнъ сы1нъ закхyровъ, сы1нъ матfанjевъ,
ћкw вёрни и3скуше1ни сyть над8 ни1ми раздэлsти
брaтіzмъ свои6мъ.
|
14 Помzни1 мz, б9е, тогw2 рaди, и3 да не поги1бнетъ
ми1лость моS, ю4же сотвори1хъ въ домY гDа бг7а
моегw2 и3 въ чинёхъ є3гw2.
|
15 Во дне1хъ тёхъ ви1дэхъ во їyдэ то1пчущихъ
точи1ло въ суббHту, и3 носsщихъ снопы2, и3 возлагaющихъ
на nслы2 и3 віно2, и3 гро1здіе, и3 смHквы, и3 всsкое
бре1мz, и3 носsщихъ во їеrли1мъ во дни6 суббw6тныz:
и3 засвидётельствовахъ и5мъ въ де1нь продаsніz
и4хъ.
|
16 И# тv1рzне њбитaша въ не1мъ приносsще ры6бы,
и3 вс‰ продає1маz продаю1ще въ суббw6ты сыновHмъ
їyдинымъ и3 во їеrли1мэ.
|
17 И# њбличи1хъ сынHвъ їyдиныхъ свобо1дныхъ и3
реко1хъ и5мъ: что2 сіS ве1щь ѕлaz, ю4же вы2 творите2,
и3 скверните2 де1нь суббHтный;
|
18 не сі‰ ли сотвори1ша nтцы2 вaши, и3 наведе2
на ни1хъ бг7ъ нaшъ и3 на нaсъ вс‰ ѕл†z сі‰, и3
на грaдъ се1й, и3 вы2 прилагaете гнёвъ на ї}лz,
сквернsще суббHту;
|
19 Бы1сть же є3гдA постaвишасz вратA во їеrли1мэ
пре1жде суббHты, и3 реко1хъ, и3 запро1ша двє1ри
и3 повелёхъ, да не tверзaютъ и5хъ дaже по суббHтэ:
и3 t џтрwкъ мои1хъ постaвихъ над8 враты2, да
ни є3ди1нъ вно1ситъ бре1мz въ де1нь суббHтный.
|
20 И# стaша вси2 и3 творsху кyплю внЁ їеrли1ма
є3ди1нощи и3 двaщи.
|
21 И# засвидётельствовахъ њ ни1хъ и3 реко1хъ и5мъ:
что2 вы2 пребывaете пред8 стэно1ю; ѓще втори1цею
сіе2 сотворите2, прострY рyку мою2 на вaсъ. И# t
вре1мене тогw2 не пріидо1ша въ суббHту.
|
22 И# реко1хъ леvjтwмъ, и5же бsху њчище1ни, дабы2
приходи1ли храни1ти врaтъ и3 свzти1ти де1нь суббHтный.
И# си1хъ рaди помzни1 мz, б9е, и3 прости1 ми по мно1жеству
млcти твоеS.
|
23 И# во дне1хъ џнэхъ ви1дэхъ їуде1євъ пое1мшихъ
жєны2 ґзw6тскіz, ґмманjтzны, мwав‡тскіz,
|
24 и3 сы1нове и4хъ t полY глаго1лаху ґзHтскимъ
љзы1комъ и3 не ўмёzху глаго1лати їуде1йски:
|
25 и3 запрети1хъ и5мъ, и3 проклsхъ и5хъ, и3 порази1хъ
t ни1хъ муже1й, и3 њплэши1хъ и5хъ, и3 заклsхъ
и5хъ бг7омъ, ѓще дади1те дщє1ри вaшz сыновHмъ
и4хъ и3 ѓще по1ймете t дще1рей и4хъ сыновHмъ
вaшымъ и3 себЁ:
|
26 не тaкw ли согрэши2 соломHнъ цaрь ї}левъ;
и3 во kзы1цэхъ мно1зэхъ не бы1сть цaрь подо1бенъ
є3мY, и3 возлю1бленъ бг7у бЁ, и3 постaви є3го2
бг7ъ царе1мъ над8 всёмъ ї}лемъ, и3 того2 прельсти1ша
жєны2 чужд‡z:
|
27 и3 мы2 послyшаемъ ли вaсъ твори1ти всsко ѕло2
сіе2, согрэши1ти бг7у нaшему, є4же поsти жєны2
и3ноплемє1нничи;
|
28 И# t сынHвъ їwaда сы1на є3льтyва свzще1нника
вели1кагw, зsтz санаваллaтова ўранjтина, и3
и3згнaхъ є3го2 t менє2.
|
29 Помzни2 и5мъ, б9е, за њскверне1ніе свzще1нства
и3 завёта свzще1нническа и3 леvjтска.
|
30 И# њчи1стихъ и5хъ t всsкіz чуждjz нечистоты2,
и3 постaвихъ чрєды2 свzще1нникwмъ и3 леvjтwмъ,
комyждо по дёлу є3гw2,
|
31 и3 даsніе древе1съ во временёхъ ўстaвленыхъ
и3 перворо1дныхъ. Помzни1 мz, б9е нaшъ, во бlго1е.
|
4 С этих слов продолжается повествование Неемии (ср Неем 12:14). Он перечисляет принятые им меры против беспорядков в общине: против Товии (ср Неем 2:10), для которого была отделана большая комната на дворах дома Божия (Неем 13:4-9); для исполнения предписаний о регулярном приношении хлеба, вина и масла левитам (Неем 13:10-14), о соблюдении дня субботнего (Неем 13:15-22); против браков с чужеземцами (Неем 13:23-29); для восстановления порядка служб и доставки начатков (Неем 13:30-31: ср Неем 9:38; Неем 10:1).
Кн. Ездры и Неемии в евр Библии и у LXX составляли одну книгу — книгу Ездры; LXX считают ее 2 Езд, ибо они отводят первое место греч апокрифической кн Езд. В христианскую эпоху 2 Езд была разделена на две книги. Это деление перешло и в Вульг. В ней 1 кн Ездры названа кн Ездры, а 2 кн Ездры — кн Неемии, тогда как греч апокрифическая кн Ездры называется в Вульг, как и в славяно-русской Библии, 3 кн Ездры.
Кн Ездры и Неемии представляют собой продолжение кн Пар. Обойдя молчанием пятидесятилетний плен, автор начинает повествование с 538 г. до Р.Х., когда, согласно указу Кира, иудеи получили возможность вернуться в Иерусалим и восстановить Храм. Часть из них возвратилась сразу же, но работы по восстановлению Храма были прерваны вследствие противодействия Самарян и возобновились только при Дарии; Храм был достроен в 515 г. В течение следующей половины столетия самаряне снова препятствуют восстановлению укреплений Иерусалима (Esdrae 1-6). При Артаксерксе в Иерусалим с новым караваном прибывает Ездра, книжник, которому было поручено вести иудейские дела при персидском дворе. Он получил грамоту, дающую ему право подчинить общину Закону Моисееву, признанному уже Киром в качестве государственного закона для иудеев. Ездра принимает суровые меры против тех иудеев, которые вступили в брак с чужеземками (Esdrae 7-10). Затем Неемия, виночерпий Артаксеркса, добивается от царя поручения отправиться в Иерусалим для восстановления городских укреплений. Эти работы быстро заканчиваются, несмотря на противодействие врагов, и город снова заселяется (Nehemiae 1:1-7:72), а Неемия назначается правителем края. Ездра совершает торжественное чтение Закона, празднуется праздник Кущей, народ исповедует свои грехи и обязуется соблюдать Закон (Nehemiae 7:73-10:39).
В следующих главах даются списки жителей Иерусалима и сведения о дополнительных мероприятиях и освящении укреплений (Nehemiae 11:1-13:3). Вернувшийся в Персию Неемия вскоре снова прибывает в Иерусалим со вторым поручением, исполняя которое он карает виновников непорядков, появившихся в общине (Nehemiae 13:4-31).
Этот краткий перечень показывает, насколько эти книги важны для истории восстановления иудейства после плена. В первых главах Езд содержатся дополнения к сведениям, данным в книгах пророков Аггея, Захарии и Малахии. Обе книги представляют единственный имеющийся у нас источник о деятельности Ездры и Неемии. Написаны они были раньше книг Пар. В них приводятся современные событиям документы: списки вернувшихся из плена и населения Иерусалима, акты персидских царей, переписка с персидским двором и, что важнее всего, доклад Ездры, дающий отчет об его миссии, и оправдательный меморандум Неемии.
Итак, благодаря либеральной религиозной политике Ахменидов, иудеи возвращаются в Обетованную Землю, восстанавливают культ, отстраивают Храм, снова возводят стены Иерусалима и живут общиной, управляемой их соплеменниками, согласно Закону Моисееву. За это они платят только лойяльностью, которую легко соблюдать по отношению к центральной власти, уважающей их обычаи. Такое значительное событие, как рождение иудаизма, было подготовлено долгими размышлениями над судьбами Израиля во время плена, совершилось оно с помощью людей, посланных Провидением Божиим.
Ездра — поистине отец иудаизма, три опорные точки которого — избранное племя, Храм и Закон. Его горячей верой и убеждением в необходимости охранять возрождающуюся общину объясняется чрезвычайная строгость его реформ. Он, можно сказать, является прототипом книжника, и авторитет его в иудейском предании все время возрастает. Неемия вдохновлялся теми же идеями, но действовал на другом поприще: в Иерусалиме, им восстановленном и вновь заселенном, он помогает своему народу возродить национальную жизнь. Его меморандум носит более личный характер, чем доклад Ездры, и показывает его человеком отзывчивым, не щадящим своих сил, и в то же время осторожным и рассудительным — благочестивым и уповающим на Бога. Он оставил по себе славную память, и сын Сирахов воспевает хвалу тому, «который воздвиг нам павшие стены» (Ecclesiasticus 49:15).
Не удивительно, что в объединении общины вокруг Храма под эгидой Закона свящ. писатель увидел осуществление того идеала теократии, который он проповедовал в кн Пар. Он пишет в середине плохо нам известного периода (4-3 вв до Р.Х.), когда Иерусалимская община ведет сосредоточенную жизнь и углубляется духовно.
ВЗ содержит также вторую группу исторических книг, которые в значительной части дублируют и затем продолжают историческое повествование, простирающееся от кн. Иисуса Навина до конца кн. Царств; две кн. Паралипоменон, кн. Ездры и Неемии. Первоначально две книги Паралипоменон составляли одну, а кн. Ездры и Неемии входили в состав того же цикла, принадлежащего перу одного автора, что подтверждается как наличием одних и тех же основных идей и единством стиля, так и повторением в начале Езд 1 стихов, заканчивающих 2 Пар 36.
4 Под упоминаемым в ст. 4 «священником Елиашивом» нужно разуметь первосвященника Елиашива (Неем 3:1; 12:10-22), который сверх обычных своих обязанностей, имел еще наблюдение над комнатами при храме. Пользуясь своей властью, Елиашив предоставил большую комнату, или, как можно заключить из ст. 9, ряд комнат своему родственнику Товии, — без сомнения, Товии аммонитянину, одному из врагов Неемии. Каким образом Товия приходился родственником Елиашиву, писатель не указывает. Из Неем 6:18 видно, что сын Товии Иоханан был женат на дочери Мешуллама, сына Берехии. Можно думать, что последний (Неем 3:30) был в родственных отношениях с Елиашивом, откуда и возникло родство Елиашива с Товией.
6 Указанный выше факт произошел во время отсутствия Неемии в Иерусалиме, когда Неемия отбыл ко двору персидского царя. Отсутствие Неемии началось в 32 г. Артаксеркса I-го. Писатель не указывает точно продолжительности этого отсутствия. Но из замечания по прошествии несколько дней заключают, что пребывание Неемии при дворе персидского царя было непродолжительно, и что он возвратился в Иерусалим при том же Артаксерксе, и вероятно, в том же 433-432 году. Артаксеркс в ст. 6 называется царем вавилонским, как владыка завоеванного некогда Вавилонского царства.
8-9 Из ст. 8-го видно, что комната во дворе храма служила Товии для жительства, — может быть, во время его приезда в Иерусалим. По очищении комнаты ей было дано прежнее назначение.
10-14 В ст. 10-14 описываются заботы Неемии о доставлении левитам определенных законом средств содержания.
15-22 Заботы Неемии об охранении субботнего покоя. Субботний покой нарушался полевыми работами и торговлей, которую производили жившие в Иудее тиряне. После выговора знатнейшим, на обязанности которых лежало охранение порядка, Неемия предпринял строгие меры к недопущению нарушения субботы. Он отдал приказание запирать вечером накануне субботы городские ворота и не отпирать их до утра после субботы. А так как выход из города все-таки дозволялся, то для того, чтобы никакая ноша не проносилась через ворота, около них была поставлена стража.
20-21 И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. Очевидно, продавцы, изгнанные из города, стали останавливаться по субботам около стен и здесь по-прежнему производили торговлю. Прекратилось это только после того, как Неемия угрожал наложить на них руку, т. е. употребить против них силу.
22 И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. В чем состояло последнее распоряжение Неемии, направлявшееся к ограждению святости субботы, трудно сказать. Полагают (Кейль), что накануне субботы обычная стража ворот усиливалась стражей из левитов, которые должны были находиться у ворот в течение всей субботы. Этим усилением стражи лицами, служащими при храме, Неемия мог иметь в виду указать наглядно высокое значение и священный характер субботы, а вместе с тем побудить жителей Иерусалима к соблюдению субботнего закона.
23-28 Борьба Неемии против смешанных браков. Еще в те дни я видел иудеев. Стоящий при слове иудеев в евр. тексте член указывает на то, что речь идет не о случайно встреченных лицах, а о таких, о которых Неемия знал и которых он искал.
24 Сыновья их в половину говорят по-азотски, т. е. по-филистимски, или языком других народов, — вероятно, аммонитян и моавитян, в родственные союзы с которыми вступали иудеи. Языки названных народов были близки к языку евреев, представляя только диалект его.
26 Ср. 3 Цар 3:12 и далее; 3 Цар 2:1-3; 2 Пар 1:12.
28 Строгие меры, принятые против всех заключивших смешанные браки, применены были к одному из сыновей первосв. Иоиады, который был женат на дочери Санаваллата (2:10). Так как сын Иоиады, очевидно, не соглашался подчиниться требованию Неемии и отпустить свою жену, то он был изгнан из Иерусалима. Наряду с этим сообщением кн. Неемии мы имеем известие Иосифа Флавия, что имя сына Иоиады было Манассия, а сам факт удаления его из Иерусалима произошел при Дарии Кодомане (331 г.), причем тогда же был построен Гаризимский храм, в котором Манассия был поставлен священником (Иудейские древности XI, 7, §2; VIII, 2-5). Таким образом, событие, относящееся, по кн. Неемии, к царствованию Артаксеркса I-го, по Иосифу Флавию, совершилось на 100 лет позже, — при Дарии Кодомане. Однако ввиду признанной неточности известий Иосифа Флавия, относящихся к V в. до Р. Х., свидетельство кн. Неемии должно быть предпочитаемо (ср. Рыбинский. Очерки истории самарян. Труды К. Д. Ак. 1895).
29 Опорочили священство: имеется в виду опорочение браками с иноплеменницами. Завет священнический и левитский, т. е. завет, который Бог заключил с коленом Левия, избрав это колено для служения Себе (Исх 28:1; ср. Мал 2:8).
31 Помяни меня, Боже мой, во благо мне. Эта несколько раз повторяемая молитва (ср. ст. 14,22; 5:19) обнаруживает благочестие Неемии. Молитвой и заканчивается книга. О дальнейшей судьбе Неемии мы сведений в Библии не имеем. Иосиф Флавий сообщает, что Неемия умер в глубокой старости. Память о нем долго жила в Иерусалиме (Сир 49:13). Уважение к нему было так велико, что предание усвоило ему восстановление храма и жертвенника (2 Макк 1:18), а также собрание канона священных книг (2 Макк 2:13).
Книги Ездры и Неемии
Именем Ездры в наших текстах библии надписываются три книги, из которых одна (первая) считается канонической, а две (вторая и третья) принадлежат к разделу неканонических. Каноническая книга Ездры в древности соединялась с кн. Неемии. Об этом можно заключать из свидетельства Талмуда (Baba Bathra15-a), И. Флавия (Contra Ар. I, 8), Мелитона Сардийского (Евсевий, Церк. Истор. N, 26) и из списков библейских книг, приводимых церковными учителями и соборами. В пользу этого говорит и тот факт, что мазоретские примечания, имеющие место обыкновенно в конце книг, помещены после Неем 13.31, а во многих еврейских кодексах, также в греч. Ватиканском, начало кн. Неемии следует в одной строке с окончанием кн. Ездры (De Rossi, Variae lectiones V. T. IV, 157). В христианской церкви кн. Ездры рано была отделена от кн. Неемии, как это видно из свидетельств Оригена и Иеронима Ortig. in Ps. I, Hyer., Prol. galeat). Постепенно это разделение сделалось общепринятым и с 1525 г., со времени появления издания Бомберга, оно вошло и в еврейскую Библию. У католиков, однако, и доселе кн. Неемии рассматривается как вторая часть кн. Ездры. Равным образом, и в научных библиологических трудах обыкновенно обозреваются обе названные книга вместе, ввиду их несомненной тесной связи.
По своему содержанию кн. Ездры и Неемии представляют изложение истории восстановления иудейской общины после окончания вавилонского плена. В частности, кн. Ездры распадается на две части: I-VI и VII-Х. Книга начинается указом Кира об освобождении иудеев из плена и сообщением, что по этому указу партия пленников, состоящих из членов Иудина и Вениаминова колена и из священников и левитов, возвратилась в Иерусалим под предводительством Шешбацара (1 гл.). В гл. II приводится список возвратившихся пленников и пожертвований на храм. Затем, в III гл. повествуется о построении жертвенника, о восстановлении богослужения и об основании храма. B IV гл. писатель сообщает о препятствиях постройке храма со стороны самарян и их союзников, причем приводятся письма, с которыми обращались враги иудеев к персидским царям. В гл. V-VI идет речь о возобновлении прекратившейся по наветам врагов постройки храма, об окончании ее и освящении храма около 516 г. Вторая часть кн. Ездры описывает события времени Ездры. В частности, здесь сообщается о прибытии в 7-й год царя Артаксеркса в Иерусалим Ездры с колонией возвратившихся пленников, причем приводится царский указ, определявший полномочия Ездры (VII гл.); затем (гл. VIII), дается список возвратившихся с Ездрой пленников и, наконец, повествуется о деятельности Ездры в Иерусалиме (гл. IX и X).
Кн. Неемии, по своему содержанию являющаяся прямым продолжением повествования кн. Ездры, распадается на три части: I-VII, VIII-X, XI-ХVIII. В первой части идет речь об обстоятельствах прибытия в Иерусалим Неемии (I-VIII), о построении им стен (III-IV), о затруднениях, встреченных им от самарян и самих иудеев (IV-VI), и сообщается список возвратившихся из плена (VII). Во второй части описывается реформаторская деятельность Ездры, направлявшаяся к утверждению господства в жизни закона Моисеева (VI11-X). Наконец, в третьей части приводятся списки жителей Иерусалима, священников и левитов (Неем 11.1 – Неем 12.1–24), сообщается об освящении стен Иерусалима (Неем 12.27–47) и о деятельности Неемии по вторичном прибытии его в город после путешествия ко двору персидского царя (XIII).
Таким образом, кн. Ездры и Неемии излагают события, совершившиеся в период 537–432 г. до Р. X. Из содержания их видно, что в них говорится не о всем, совершившемся в указанное время. Особенно важно здесь отметить, что период истории иудеев от окончания постройки храма в 516 г., до прибытия Ездры в Иерусалим в седьмом году Артаксеркса ко или в 458 г. до Р. X. опущен совсем. Очевидно, подобно другим библейским авторам, писатели кн. Ездры и Неемии имеют в виду говорить главным образом о том, что важно с теократической точки зрения, в чем особенно ясно проявилось, по их воззрению, попечение Господне об избранном народе по окончании вавилонского плена.
Касательно формы кн. Ездры и Неемии должно заметить, что в 1Езд 7.1–11 и в заключение гл. 10 об Ездре идет речь в третьем лице, а в разделе 1Езд 7:27–9 в первом; равным образом, и о Неемии то говорится в первом лице (I-VII, XII-XIII). то в третьем (VIII-X). Кроме того, особенность кн. Ездры заключается в том, что отделы 1Езд 4.8–18 и 1Езд 7.12–26 написаны на арамейском (халдейском) языке, а остальная часть по-еврейски.
Вопрос о происхождении кн. Ездры и Неемии в настоящее время трудно решить с полной определенностью, как вследствие отсутствия ясных указаний на это в самих книгах, так и за неимением твердого руководства в предании. Относительно кн. Ездры предание, засвидетельствованное в Талмуде (Baba Bathra 15-а: «Ездра написал свою книгу»), в синопсисах св. И. Афанасия и И. Златоуста («сам Ездра бывший священником и чтецом, рассказывает и записывает в ней возвращение из плена и пр.), утверждает, по-видимому, что писателем книги был Ездра. В пользу этого предания может говорить отчасти название книги, а также установившееся представление об истории ветхозаветного канона Содержание кн. Ездры, и именно второй части ее (гл. 7–10) также подтверждает свидетельство предания. Речь здесь идет об Ездре, причем большею частью говорится прямо от его лица (1Езд 7.27 – 1Езд 9.1). Хотя в гл. Х и в начале XI говорится об Ездре в третьем лице, но и эти части могут считаться написанными Ездрой: смена лиц в одном итом же произведении допустима и для одного писателя, и примеры такого литературного приема можно указать как в библейской письменности (Дан. 1:7, 10:12; Иер 20:1, 7), так и в небиблейской. Притом X гл. теснейшим образом связана с IX, а раздел 1Езд 7.1–11, представляет естественное введение к дальнейшему, где повествуется об Ездре в третьем лице. Если в рассматриваемом разделе содержатся похвалы Ездре и его генеалогия, то едва ли в этом можно усматривать стремление к самовозвеличению и потому считать несовместимым с преданием о написании раздела самим Ездрой.
Вторая часть кн. Ездры (1Езд 7.1) начинается словами: «после сих происшествий». Этим указывается, по-видимому, на тесную связь второй части с первой (гл. I-VI) и, значит, на написание последней также Ездрой. Но Ездра не был очевидцем рассказанных в гл, I-VI событий и потому мог изложить их только на основании письменных документов. Эти документы можно представлять или в виде сырых материалов, которые самостоятельно были обработаны Ездрой, или же в виде обработанного уже сочинения, которое Ездра только издал, присоединив без изменений к составленной им самим части. В пользу последнего представления может говорить замечание 1Езд 5.4 («тогда мы сказали им имена тех людей»), которое едва ли бы было употреблено Ездрой, если бы он был составителем гл. I-VI; но и первое представление имеет в науке своих защитников, Книга Неемии, на основании надписания ее (Неем 1.1) и некоторых, – впрочем, не вполне ясных – указаний предания (2Мак 2.13; Baba bathra 15-а) считается весьма многими исследователями произведением Неемии. Главным доказательством принадлежности книги Неемии является то, что, рассказывая о событиях времени Неемии, книга в большей части своей (I-VII, ХII-ХIII) говорит о Неемии в первом лице. В качестве возражения против указанного мнения выставляют обыкновенно место Неем 12.1–11, где родословие первосвященника Иисуса продолжено до Иаддуя, и Неем 13.28, где сообщается об изгнании Неемией из Иерусалима зятя Санаваллата, правителя Самарии. По свидетельству И. Флавия (Иуд.Древн. 11:8, 5), Иаддуй был первосвященником во время Александра Македонского; к этому же времени И. Флавий (Иуд.Древн. 11:7, 2) относит и факт изгнания Манассии. Ввиду свидетельств И. Флавия места Неем 12.10–11 и Неем 13.28 (а следовательно, и весь раздел ХII-XIII), полагают, не могли быть написаны Неемией. Но дело в том, что известия И.Флавия, относящиеся к IV в., очень спутаны и ими нельзя проверять библейские указания. С другой стороны, в случае признания достоверности известий И, Флавия, указанные стихи могли бы считаться позднейшим добавлением. Относительно Неем 12.10–11, кроме того, возможно предположение, что здесь, в родословии Иисуса, указаны не четыре преемственно, в течение ста лет, проходившие служение первосвященники, а только члены одной и той же семьи, из которой последнего современника Александра Мак. – Неемия видел только дитятей.
Менее ясно происхождение гл. VIII-X. Ввиду того, что в названном разделе идет речь собственно о Ездре, а также принимая во внимание некоторые особенности раздела сравнительно с остальной частью книги, некоторые протестантские и католические экзегеты считают раздел составленным Ездрой, которому принадлежала последняя редакция книги. Но не без основания указывают, что слишком большого различия между гл. VIII-X и остальными не существует. Если в этом разделе идет речь главным образом о Ездре, то это потому, что раздел повествует о деятельности религиозной, первенствующая роль в которой принадлежала именно Ездре, а не Неемии, который был первым в делах гражданских. Этим можно объяснить и отличие раздела от других в выражениях, – именно то, что Неемии в разделе присваивается титул Тиршафа (Неем 8.9 и Неем 10.1), тогда как ранее (1Езд 1:8, 5:14; Неем 12.26) он назывался pechah (областеначальник).
К сказанному должно добавить, что и современная отрицательная критика признает в основе кн. Ездры и Неемии подлинные записи («мемуары») Ездры и Неемии, воспроизведенные в книгах отчасти буквально. Отличие воззрений критики от традиционных в данном случае то, что окончательная редакция книг отодвигается к более позднему времени, чем век Ездры, причем редактором обеих книг считается писатель кн. Паралипоменон и допускаются многочисленные интерполяции. Главным основанием для подобного воззрения служит обыкновенно предполагаемое многими исследователями единство книг Ездры и Неемии с кн. Паралипоменон. В доказательство этого единства ссылаются на: а) общий колорит языка книг, б) на сходство отдельных выражений и в) тождество конца 2Пар. и начала Ездры 1. Но сходство в языке и выражениях при одинаковости предмета повествования обеих книг вполне естественно и может свидетельствовать только о том, что рассматриваемые книги принадлежат одной эпохе и, может быть, составлены одним автором, но не о том, что они являются частями одного целого. Тождество же конца 2 Пaр. и начала Eзд. (указ Кира) легче понять при допущении самостоятельности обоих произведений. Что касается тех исторических погрешностей, которые побуждают представителей отрицательной критики отодвигать окончательную редакцию кн. Ездры и Неемии к очень позднему времени и допускать в них много интерполяций, то (как видно будет из комментария) ссылки на эти погрешности или несправедливы или весьма спорны.
Кн. Ездры и Неемии всегда пользовались в Церкви высоким уважением и имели богодуховенный авторитет, как произведение строго историческое. С тех пор как новейшими теориями происхождения Пятикнижия был передвинут в послепленную эпоху центр тяжести библейской истории и библейской письменности, кн. Ездры и Неемии, как важнейший источник для изучения послепленной эпохи, естественно стали предметом многочисленных исследований. При этом многими авторами была подвергнута сомнению историческая достоверность повествования книг в целом и в отдельных частях. Так, Шрадер отверг историческую достоверность свидетельства 1Езд 3.8 об основании храма во второй год Кира, отодвинув это событие ко второму году Дария Гистаспа. Гуанакер отверг точность хронологической последовательности повествования книг, сделав попытку доказать, что прибытие Неемии в Иерусалим совершилось прежде прибытия Ездры. Многие исследователи отвергли подлинность приводимых в книгах царских указов, арамейских документов 1Езд 4, а также список возвратившихся из плена, относя все это к числу измышлений хрониста, т.е. редактора книг, жившего долго спустя после описанных в книгах событий. Наконец, Костерс и Торрей отвергли факт возвращения иудеев при Кире, свидетельства о построении храма возвратившимися иудеями и многое другое. Новейшими работами, однако, особенно трудом Мейера (Meyer, Entstechung des Judenthums. Halle. 1896) весьма многие возражения против кн. Ездры и Неемии опровергнуты с достаточной убедительностью. Особенно важно в данном случае то, что параллелями из небиблейской литературы может считаться установленной достоверность тех документов, которые приводятся в кн. Ездры. Этим в значительной мере подтверждается точность свидетельств автора и в других частях. Недоумения возбуждает только хронология кн. Ездры и Неемии. Называя имена персидских царей (Артаксеркса, Дария), при которых совершались те или иные события, писатель не дает этим именам ближайших определений. А так как персидская история знает нескольких царей, носивших эти имена, то отсюда трудно сказать с уверенностью, о каком царе говорит в том или ином случае писатель. Хронологический распорядок событий, описанных в кн. Ездры и Неемии, поэтому указывается экзегетами различно и может быть указан только с вероятностью.
Литература: 1) Русская: Дорошкевич, Хронология кн. 1 Ездры и Неемии, Христ. Чт. 1886, июль – авг. Он же. Как составлены книги 1 Ездры и Неемии. Чтен. Общ, любит, дух. просвещ. 1891 декабрь; Яницкий, Происхождение и состав кн. Неемии. Орлов. Епарх. Вед. 1881; Юнгеров, Происхождение и историчность кн. Ездры и Неемии. Прав. Собесед. 1905,10; В. Попов, Возвращение иудеев из плена Вавилонского. Киев, 1905. 2) Иностранная: Из чрезвычайно обширной западной литературы о кн. Ездры и Неемии Наиболее ценны. Комментарии Ryssel'я Esra, Nehemia und Ester 1887, Bertholet'a Die Bücher Esra und Nehemia. 1902, Keil'я Bibl. Komment über Chronik, Esra, Nehemia und Ester. Подробный указатель иностр. литературы см. в назв. выше кн. Bertholet'a и В.Попова
* * *
1 Примеры см. Чтения в Общ. люб, дух. просв. 1891, 2, 553–559
4 Или: близкий.
6 См. примеч. «а» к 5:14.
10 Или: (были вынуждены) бежать.
13 Или: они считались надежными людьми.
20 Или: раз или два.
27 Друг. возм. пер.: что же нам теперь вас слушать и творить сие великое зло, поступая вероломно против Бога нашего и беря себе в жены иноплеменниц?
31 а) Или: о пожертвованиях / приношениях для своевременной доставки дров.
31 б) Или: за (всё) добро.