Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Clementina Vulgata (lat)
Поделиться

Epistula I Petri, Глава 1,  стих 2

2 secundum præscientiam Dei Patris, in sanctificationem Spiritus, in obedientiam, et aspersionem sanguinis Jesu Christi. Gratia vobis, et pax multiplicetur.
Читать далее:Epistula I Petri, Глава 1
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

2 Одно из ранних НЗ-ных свидетельств о почитании Бога-Отца, Сына и Св. Духа. Отцу принадлежит замысел созидания народа Божия (предведение), Дух дарует освящение верным, а "окроплению Кровью Иисуса Христа" означает заключение Нового Завета с Богом, скрепленного Кровью Христовой. Кровь как символ жизни, принадлежащей Богу, являлась знаком прочности союза. "Мир да умножится" - отголосок древнего восточного приветствия (ср. Дан 3:98). "К послушанию" - к вере.


1. «Петр, апостол Иисуса Христа», от лица которого написано послание, безусловно, Симон-Петр Евангелия, ибо другого Петра первохристианская история не знает. Симон, сын Ионы (или Иоанна), происходил из Вифсаиды, города на берегу Галилейского моря (Ин 1:44). Вместе с братом Андреем он переселился в Капернаум, где вступил в брак и жил в доме тещи (Мк 1:29-31; ср 1 Кор 9:5). По профессии он был рыбаком (Мк 1:16). В Капернауме Симон сблизился с семьей рыбака Зеведея, особенно с его сыновьями Иаковом и Иоанном (Мф 4:21; Лк 5:7-10). Все четверо отправились на Иордан слушать проповедь Иоанна Крестителя (Ин 1:28 сл), где впервые встретили Иисуса. От Него рыбак получил новое имя Кефа, или Кифа, что по-арамейски значит Скала, Камень (Ин 1:42). По-гречески это имя звучит как Петр (петро; — камень). С этого момента Симон стал последователем Христа, но окончательно присоединился к Нему только в Галилее после чудесного улова рыбы (Лк 5:1-11). Господь поселился в доме Петра, пользовался его лодкой; в списках 12 апостолов Петр всюду назван первым. Ему действительно принадлежало некое старшинство: он говорил от лица апостолов, принимал за них решения. После отказа Христа от царского звания и проповеди о Хлебе Небесном многие покинули Его. Господь спросил Двенадцать: не хотят ли и они отойти от Него? В ответ Симон-Петр засвидетельствовал верность учеников и готовность следовать за Ним (Ин 6:68-69). Близ Кесарии Филипповой Петр исповедовал веру в Иисуса как «Христа, Сына Бога Живого» (Мф 16:16 сл), а Господь, раскрывая смысл имени Петр, сказал, что на этом камне созиждет Церковь Свою. Но когда апостол узнал, что Иисуса ждут муки и смерть, он не смог примириться с этим, за что и получил суровый упрек Учителя (Мф 16:22-23). Вместе с двумя другими ближайшими учениками Господа Иоанном и Иаковом Петр был свидетелем Преображения и воскрешения дочери Иаира (Мф 17:1 сл; Мк 5:22 сл). На Тайной Вечере Петр пытался воспротивиться тому, чтобы Учитель омыл его ноги (Ин 13:6-9), и через Иоанна узнал, кто из Двенадцати — предатель (Ин 13:23 сл). Он заверял Господа, что не оставит Его даже в смертельной опасности, но услышал предсказание о своем отречении. Впрочем, он был утешен повелением в будущем «утвердить братьев своих» (Лк 22:31-34). Петр был рядом с Иисусом во время Его Гефсиманской молитвы (вместе с сыновьями Зеведеевыми, Мф 26:37), но не нашел в себе сил бодрствовать в эту ночь (Мк 14:37). Он был единственным учеником, пытавшимся защитить Учителя в момент взятия Его под стражу (Ин 18:10). Только Петр и Иоанн последовали за Ним в дом первосвященника, где Петр, узнанный слугами, в страхе отрекся от Иисуса. Совершив этот поступок, он горько плакал и каялся, вспоминая слова Иисуса (Мф 26:69 сл; Мк 14:66 сл; Лк 22:54 сл; Ин 18:15 сл). Петр — первый из Двенадцати, кому явился Воскресший (1 Кор 15:5). На Галилейском море Господь дал Симону повеление пасти Его овец и предсказал ему мученическую кончину (Ин 21). По предложению Петра был избран апостол на место Иуды (Деян 1:15 сл); Петр говорил к народу от лица учеников в день Пятидесятницы (Деян 2:14 сл), исцелял именем Иисуса (Деян 3:1 сл), испытал первые преследования за веру (Деян 4:1 сл; Деян 5:17 сл), обличал недостойных членов Церкви (Деян 5:1 сл; Деян 8:20 сл). После смерти св Стефана апостол начал проповедь среди самарян (Деян 8:14 сл) и крестил первого язычника (Деян 10:1 сл). В 44 г. Петр был арестован в Иерусалиме по приказу царя Агриппы I, но спасся чудесным образом (Деян 12). После этого апостол покинул город и стал странствующим проповедником. В 49 г он был в Иерусалиме на «апостольском соборе» (Деян 15), где поддержал апостола Павла, с которым он познакомился в первые годы после его обращения (Гал 1:18). В Антиохии Петр проявил некоторые колебания, уступив консерваторам, в чем его и упрекал ап Павел (Гал 2:11 сл; Деян 11:2 сл). Петр проповедовал главным образом в Малой Азии, Антиохии и, быть может, в Коринфе (ср 1 Кор 1:12). По общецерковному преданию, засвидетельствованному древними источниками (Климент Римский, Папий, Гаий, Евсевий), к концу жизни апостол прибыл в Рим, где был распят на кресте. Его прибытие можно отнести к 63 г, а казнь — к 64 или к 67 г, когда по приказу имп. Нерона было замучено множество христиан. Ап Петр был погребен на Ватиканском холме близ места его распятия. Остатки его древней гробницы (II в.) были найдены археологами под алтарем базилики ев Петра в Риме.

Как и Послание ап Иакова, 1 Петр написано человеком, хорошо знавшим греческий язык и пользовавшимся переводом Семидесяти. Между тем, как указывает Папий (II в.), апостол нуждался в переводчике. Это противоречие объясняется тем, что послание написано «через Силуана» (1 Петр 5:12), т.е. Силуан, или Сила (Деян 5:22 сл; Деян 18:5; 2 Кор 1:19; 1 Фес 1:1), излагал мысли апостола по-гречески. Автор пишет из «Вавилона». Никаких преданий о посещении Петром Вавилона нет. Под этим именем библейская традиция часто подразумевает оплот язычества вообще (3 Езд 3:1), или прямо Рим (Откр 14:8; Откр 16:19; Откр 17:5; Откр 18:2, Откр 18:10, Откр 18:21; ср 2 Езд 3:1 сл; Вар 1:6-7, Сивиллины книги). 1 Петр адресовано христианам Малой Азии, которые переживали период искушений и подвергались преследованиям. Апостол ободряет верных, напоминает им о страданиях Христа и вселяет в них надежду на Его Суд. Он дает наставления о том, как верующие должны жить и свидетельствовать о своей вере среди окружающих их людей. Посредничеством Силуана, сотрудника ап Павла, можно объяснить сходство стиля 1 Петр со строем Павловых посланий.

Церковь очень рано признала 1 Петр боговдохновенным писанием. Первые ссылки на него встречались во II в. у Поликарпа Смирнского (Флп 1:3; Флп 2:1) и у Иринея Лионского (Против ересей, IV, 9, 2). Климент Александрийский, Ориген, ев Киприан, ев Афанасий Великий и другие Отцы и Учители цитируют 1 Петр как каноническую книгу.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1-2  Уже в начальных стихах послания, в его надписании и в приветствии апостола читателям выражается общий характер и дух миросозерцания и богословия святого апостола Петра, именно: близкая связь его учения с Ветхим Заветом. Называя себя с самого начала апостолом Иисуса Христа, св. Петр делает это, конечно, с целью придания авторитета своему слову в глазах всех последователей Господа Иисуса Христа. При имени "ἀπόστολος" читатели послания должны были вспомнить, что лица, именуемые апостолами (ср. Мф 10:1-2), говорят и действуют не сами по себе и от себя, но по полномочию и во имя Иисуса Христа; что в силу особенного призвания они являются свидетелями о Христе, как Искупителе и Спасителе мира (ср. Деян 4:9; Деян 10:39), и имеют долг и власть учреждать общества или церкви во имя Христово, проповедовать и учить о кресте Христовом и всем деле спасения по всей вселенной, преподавать назидание и увещания, обличения и запрещения всем людям — иудеям и язычникам, по принятии ими слова благовестия (ср. Рим 1:13 и др. мн.), причем для достижения высоких целей своего всемирного служения апостолы получили особенные дары Святого Духа и чрезвычайные чудотворные силы (Деян 2:4; Деян 5:5,11; ср. Мк 16:17,18).


В мысли же самого апостола Петра представление о служении апостольском нераздельно соединено с аналогичным ему служением ветхозаветных пророков. Блаженный Феофилакт прекрасно отмечает эту особенность в воззрениях св. Петра на дело апостольства, говоря: "словами "по предведению Бога" апостол хочет показать, что он, за исключением времени, ничем не ниже пророков, которые и сами были посланы, а что и пророки посланы, об этом говорит Исаия: "благовествовать нищим послал меня" (Ис 61:1). Но если он ниже по времени, то не ниже по предведению Бога. В этом отношении он объявляет себя равным Иеремии, который, прежде образования во чреве, был познан и освящен и назначен пророком для народов (Иер 1:5). И как пророки, вместе с прочим, предвозвещали пришествие Христово (ибо для сего они были посылаемы), то объясняет служение апостольства, что дело его апостольства состоит в том, чтобы отделять. Ибо это означает слово "освящение", например, в словах: "вы будете у Меня народом преимущественным, освященным" (Втор 14:2), т. е. отделенным от прочих народов. Итак, дело его апостольства — посредством дарований духовных отделять народы, покорные кресту и страданиям Иисуса Христа, окропляемые не пеплом юницы, когда нужно очищать осквернение от общения с язычниками, но кровью от страданий Иисуса Христа".


2  После поименования читателей послания, апостол непосредственно останавливается (ст. 2) своею благоговейною мыслью на величии христианского призвания. Здесь он прежде всего обращает внимание читателей на то, что их избрание ко спасению совершилось "по предведению Бога Отца", κατὰ πρόγνωσιν Θεου̃ Πατρός. Понятие "предведение" Божие, как уже было сказано, занимает видное место в богословии апостола Петра в силу именно близости мировоззрения его к ветхозаветному, или вследствие особенного признания им органической связи обоих заветов. При этом, как благовестник Нового Завета, апостол в деле устроения спасения христиан указывает участие всех трех лиц Пресвятой Троицы: если Богу Отцу он усвояет предведение спасения, то Духу Святому: освящение, ἐν ἁγιασμω̨̃ Πνεύματος, т. е. все многоразличные действия Духа Святого по облагодатствованию духа и всей природы христианина, а Христу Спасителю — самое совершение дела спасения, имеющего при этом высочайшую цель: в послушание и кропление кровию (εἰς ὑπακοὴν καὶ ῥαντισμòν αἵματος) Иисус Христовою. Здесь два понятия: "послушание" и "кропление кровию" Иисуса Христа, и оба они в воззрении апостола являются связанными с ветхозаветным прообразом Нового Завета — завета крови Христовой (Мф 26:28; Евр 12:24). Ветхозаветным событием, прообразовавшим новозаветное окропление всех вступающих в Церковь Христову людей, был образ или способ употребления жертвенной крови во время заключения при Синае завета Богом с народом еврейским, когда кровью окропляем был народ: взял Моисей крови (жертвенной) и окропил народ, говоря: "вот кровь завета, который Господь заключил с вами" (Исх 24:8; ср. Евр 9:18-20). Таким образом, как с кровью заключен был завет Божий с народом еврейским, так бесценною кровью воплотившегося Сына Божия, пролитою Им на кресте, положено основание Новому Завету Бога с человечеством; и как через окропление евреев жертвенною кровью народ еврейский вступал в завет и делался святым народом завета, так, конечно, в несравненно высшей степени, — окропление кровью Христовою есть благодатная сила для вступления людей в новый завет с Богом или в Церковь Христову. Упомянутым же повествованием книги Исход 24-й главы объясняется значение и другого выражения апостола: в послушание. Дело в том, что Моисей окропил жертвенною кровью в знак вступления его в завет с Богом лишь после того, как, по прочтении народу "книги Завета" вслух всего народа, последний дал торжественное обещание: "все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны" (ст. 3 и 7), т. е. Ветхий Завет был заключен при окроплении жертвенною кровью лишь под условием послушания народа воле Иеговы, выраженной в книге Завета. Подобным образом принятие и вступление людей в лоно Церкви Христовой совершается лишь под условием "послушания", т. е. безусловной готовности принятия людьми всего христианского учения при бесповоротной решимости исполнять его в самой жизни.


Изобразив сущность и основание спасения людей во Христе, апостол шлет читателям молитвенное благожелание: "благодать вам и мир да умножится". ""Благодать" — потому, что мы спасаемся даром, не привнося ничего от себя; "мир" — потому, что, оскорбив Владыку, мы были в ряду врагов Его" (блаж. Феофилакт).


Принадлежность первого Соборного послания св. апостола Петра этому именно первоверховному апостолу, в новое время западными библеистами иногда оспариваемая, утверждается прежде всего не только указанием второго Соборного послания того же апостола (2 Петр 3:1), но и единогласным свидетельством первохристианского предания, идущего от самого апостольского века, а затем и внутренними признаками, заключающимися в самом содержании послания. В отношении свидетельств предания достойно замечания, что уже св. Поликарп Смирнский, муж апостольский и ученик св. апостола Иоанна Богослова, в своем послании к филиппийцам, как свидетельствует Евсевий (Церковная история IV, 14), "приводит некоторые свидетельства из первого послания Петрова", и это вполне подтверждается сличением Поликарпова послания к филиппийцам с первым соборным посланием ап. Петра (из последнего у св. Поликарпа приводятся: 1:8,13,21; 2:11,12,22,24; 3:9; 4:7). Столь же ясные свидетельства в пользу подлинности первого послания ап. Петра находятся у св. Иринея Лионского, также приводящего места из послания с указанием на принадлежность их ап. Петру (Против ересей. IV, 9, 2, 16, 5), у Евсевия (Церковная история V, 8), у Тертуллиана ("Против иудеев"), у Климента Александрийского (Стром. IV, 20). Вообще Ориген и Евсевий называют 1 Петра непререкаемо подлинным ἐπισττολὴ ὁμολογουμένη (Церковная история VI, 25). Свидетельством общей веры древней Церкви первых двух веков в подлинность 1 Петра является, наконец, нахождение этого послания в сирском переводе II века Пешито. И во все последующие века вселенская Церковь на Востоке и Западе согласно признавала это послание Петровым.

О той же принадлежности послания ап. Петру говорят и внутренние признаки, представляемые самим содержанием послания.

Общий тон или акцент воззрений священного писателя послания, характер его богословия, нравоучения и увещания, вполне соответствует свойствам и особенностям личности великого первоверховного апостола Петра, как известна она из евангельской и апостольской истории. Две главных характерных черты выступают в духовном облике св. апостола Петра: 1) живой, конкретный образ мыслей, склонный, ввиду отличающей ап. Петра горячности, легко переходит в побуждение к деятельности, и 2) постоянная связь мировоззрения апостола с учением и чаяниями Ветхого Завета. Первая особенность апостола Петра со всею очевидностью выступает в евангельских упоминаниях о нем (см. Лк 5:8; Мф 14:25-33; 16:16,22; Ин 6:68,69; Мк 9:5; Ин 13:9; Лк 22:31-33,57 и др.); вторая удостоверяется призванием его, как апостола обрезания (Гал 2:7); обе эти особенности одинаково отразились и в речах ап. Петра, изложенных в книге Деяний апостольских. Богословие и писания ап. Петра отличаются вообще преобладанием образов и представлений над отвлеченными рассуждениями. У апостола Петра мы не встречаем ни таких возвышенно-метафизических созерцаний, как у апостола и евангелиста Иоанна Богослова, ни такого тонкого выяснения логического соотношения христианских идей и догматов, как у апостола Павла. Внимание св. Петра останавливается преимущественно на событиях, истории, главным образом христианской, частью же и ветхозаветной: освещая христианство, преимущественно, как факт истории, ап. Петр является, можно сказать, богословом-историком, или, по собственному его выражению, свидетелем Христовым: апостольское призвание он полагает в том, чтобы быть свидетелем всего, что сотворил Господь Иисус Христос, и особенно воскресения Его. Многократно говорится об этом в речах апостола (Деян 1:22 2:32; 3:15; 5:32; 10:39), и то же утверждается в его посланиях (1 Петр 5:1; 2 Петр 1:16-18). Столь же характерна для апостола Петра связь его учения с Ветхим Заветом. Эта черта весьма заметно выступает в писаниях св. апостола Петра. Христианство он всюду освещает главным образом со стороны связи его с Ветхим Заветом, поскольку в нем осуществились ветхозаветные предсказания и чаяния: достаточно, для примера, сравнить место из речи апостола Петра по поводу исцеления хромого Деян 3:18-25 и слова 1 Петр 1:10-12, чтобы видеть, что все суждения и доказательства апостола исходят от факта ветхозаветного откровения и всюду предполагают ветхозаветное пророчество, предуготовление и новозаветное исполнение. В связи с этим в учении ап. Петра занимает весьма видное место идея божественного предвидения и предустановления (Самое слово πρόγνωσις, проразумение, предведение, кроме речей и послания ап. Петра — Деян 2:23; 1 Петр 1:2,20 — в Новом Завете нигде больше не встречается). И в речах своих, и в посланиях ап. Петр весьма часто говорит о предустановленности того или иного события новозаветного (Деян 1:16; 2:23-25; 3:18-20,21; 4:28; 10:41,42; 1 Петр 1:1,20). Но в отличие от ап. Павла, во всей полноте развившего учение о предопределении (Рим 8, 9, 11 гл.), ап. Петр, не давая теоретического выяснения идеи божественного предвидения и предопределения, предлагает самое обстоятельное раскрытие о фактическом обнаружении божественного предвидения и предопределения в истории — о пророчестве. Учение о пророчестве, о вдохновении пророков Святым Духом, об откровении им тайн Божиих, о самодеятельном проникновении их в эти тайны и т. д. — раскрыто у ап. Петра с такою полнотою и ясностью, как ни у одного из священных писателей, — и это учение одинаково нашло свое выражение и в посланиях, и в речах (1 Петр 1:10-12; 2 Петр 1:19-21; 3:2, сн. Деян 1:16; 2:30-31; 3:18-24; 4:25; 10:43).

Наконец, характерную черту посланий, равно как и речей апостола Петра, составляет обилие прямых цитат из Ветхого Завета. По отзыву ученого А. Клемена (Der Gebrauch des Alt. Testam. in d. neutest. Schriften. Gütersloh, 1895, s. 144), "ни одно из новозаветных писаний не богато так ссылками на Ветхий Завет, как 1 послание ап. Петра: на 105 стихов послания приходится 23 стиха ветхозаветных цитат".

Это близкое совпадение в духе, направлении и основных пунктах учения между речами и посланиями ап. Петра, равно как и между особенностями содержания и известными из Евангелия характерными чертами личности в деятельности ап. Петра, дает убедительное доказательство принадлежности двух соборных посланий тому же великому первоверховному апостолу Петру, речи которого записаны и в книге Деяний св. апостолов, именно в первой части этой книги (гл. 1-12). После речи на Апостольском соборе (Деян 15:7-11), дальнейшая деятельность св. Петра делается достоянием церковных преданий, не всегда достаточно определенных (см. Четьи-Минеи. Июня 29). Что касается теперь первоначального назначения и первых читателей 1 Соборного послания ап. Петра, то апостол пишет свое послание избранным пришельцам рассеяния (ἐκλεκτοι̃ς παρεπιδήμοις διασπορα̃ς) Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1:1). Ввиду того, что "рассеяние", διασπορα, нередко обозначает в Писании (Иак 1:1; 2 Макк 1:27; Иудифь 5:19) совокупность иудеев, живущих в рассеянии, вне Палестины, в языческих странах, — многие древние и новые толкователи послания св. ап. Петра полагали, что оно написано к христианам (ἐκλεκτοι̃ς, избранным) из иудеев. Такого взгляда держались в древности Ориген, Евсевий Кесарийский (Церковная история III, 4), Епифаний Кипрский (Против ересей. XXVII, 6), блаженный Иероним (О знаменитых мужах. Гл. I), Икумений, блаж. Феофилакт; в новое время — Бертольд, Гуч, Вейсс, Кюль и др. Но во всей исключительности мнение это не может быть принято: в послании есть места, которые могут быть относимы к языко-христианам, но отнюдь не к иудео-христианам. Таковы, напр., слова апостола в 1:14,18, где причина прежней плотской и греховной жизни читателей ἐν τη̨̃ ἀγνοία̨, в неведении Бога и Его святого закона, — а самая эта прошлая жизнь их именуется "суетной (ματαία) жизнью, преданною от отцев": то и другое приложимо лишь к религиозно-нравственному язычников, а никак не иудеев. То же следует сказать и о таких местах, как 2:10; 3:6; 4:3,4. Поэтому, следует 1) принять смешанный состав читателей — иудео-христиан и языко-христиан; 2) под именем "рассеяния" надо разуметь христиан вообще без различия национальности, 3) "избранные пришельцы" — не отдельные христиане, а целые христианские церковные общины, как видно из заключительного приветствия от целой Церкви 5:13-14. Если в перечне географических названий 1:1 видели указание на существование в Малой Азии иудео-христианских общин, основанных здесь раньше и независимо от благовестия ап. Павла, и основание этих общин усвоили ап. Петру, то все это не подтверждается новозаветными данными, которые, напротив, приписывают первое насаждение христианства в малоазиатских провинциях ап. Павлу (Рим 15:20; Деян 13; сл. 14:1 и т. д.). Равным образом и церковное предание не сообщает ничего определенного о проповеди ап. Петра в названных им 1:1 местностях.

Что же побудило ап. Петра обратиться с посланием к христианам этих провинций? Общею целью послания, как видно из его содержания, является намерение апостола — утвердить читателей разных общественных положений в вере и правилах жизни христианской, устранить некоторые нестроения внутренние, успокоить в внешних скорбях, предупредить от соблазнов со стороны лжеучителей, — словом, насаждение в жизни малоазийских христиан тех истинных духовных благ, недостаток которых в жизни и поведении которых был ощутителен и сделался известным апостолу Петру, быть может, при посредстве бывшего с ним в то время ревностного сотрудника Павлова Силуана (1 Петр 5:12; 2 Фес 1:1; 2 Кор 1:19). Можно лишь заметить, что и наставления, и особенно предостережения ап. Петра отличаются более общим характером, чем наставления и предостережения в Павловых посланиях, что и естественно ввиду того, что ап. Павел был основателем малоазийских церквей и ближе знал условия их быта по личному непосредственному опыту.

Местом написания первого соборного послания ап. Петра является Вавилон, откуда от имени местной христианской общины апостол посылает приветствие церквам малоазийским, которым направляет послание (5:13). Но что следует здесь разуметь под Вавилоном, мнения толкователей расходятся. Одни (Кейль, Неандер, Вейсог и др.) видят здесь знаменитый в древности Вавилон на Евфрате. Но против этого говорит уже то, что к евангельскому времени этот Вавилон лежал в развалинах, представляя одну обширную пустыню (ἔρημος πολλὴСтрабон. География. 16, 738), а затем еще более — полное отсутствие свидетельств церковного предания о пребывании ап. Петра в Месопотамии и проповеди его там. Другие (Гуг, преосвящ. Михаил) разумеют в данном случае Вавилон Египетский — небольшой город на правом берегу Нила, почти против Мемфиса: здесь была христианская церковь (Четьи-Минеи. 4 июня). Но о пребывании ап. Петра и в Египетском Вавилоне предание ничего не сообщает, оно лишь считает евангелиста Марка, ученика ап. Петра, основателем Александрийской церкви (Евсевий. Церковная история II, 16). Остается принять третье мнение, в древности высказанное Евсевием (Церковная история II, 15) и теперь господствующее в науке, по которому Вавилон (1 Петр 5:13) нужно понимать в аллегорическом смысле, именно: видеть здесь Рим (Корнели, Гофман, Цан, Фаррар, Гарнак, проф. Богдашевский). Кроме Евсевия, из древних толкователей под Вавилоном разумели Рим блаж. Иероним, блаженный Феофилакт, Икумений. В пользу этого понимания говорит и текстуальное предание: многие минускульные кодексы имеют глоссу: ἐγράφη ἀπò Ρώριης. Если против этого указывали, что до написания Апокалипсиса (см. Откр 16:19; 17:5; 18:2), не могло образоваться иносказательное наименование Рима Вавилоном, то в действительности такое сближение первого с последним произошло, по свидетельству Шеттгена (Horae hebr. P. 1050), значительно раньше, будучи вызвано аналогиею между древним угнетением иудеев со стороны халдеев и позднейшим — со стороны римлян. И то обстоятельство, что в заключительных приветствиях Павловых посланий, написанных из Рима (к Филиппийцам, Колоссянам, Тимофею, Филимону) последний не называется Вавилоном, не исключает возможности такого словоупотребления у ап. Петра, которому вообще свойственна аллегория (напр., слово διασπορα в 1:1, имеет духовный, переносный смысл). Таким образом, местом написания 1 соборного послания ап. Петра был Рим.

Трудно с точностью определить и время написания послания. Многие древние церковные писатели (св. Климент Римский, св. Игнатий Богоносец, Дионисий Коринфский, св. Ириней Лионский, Тертуллиан, Ориген, канон Муратория) свидетельствуют о пребывании ап. Петра в Риме, но все они не датируют прибытие его в Рим даже хотя бы с приблизительною точностью, а говорят большею частью о мученичестве первоверховных апостолов, опять без точной датировки этого события. Поэтому вопрос о времени происхождения рассматриваемого послания должен быть решен на основании новозаветных данных. Послание предполагает устроение св. ап. Павлом малоазийских церквей, имевшее место, как известно, в третье великое благовестническое путешествие апостола языков, около 56-57 гг. по Р. Х.; следовательно, ранее этого срока первое соборное послание ап. Петра не могло быть написано. Затем в этом послании не без основания указывали признаки сходства с Павловыми посланиями к Римлянам и Ефесянам (ср., напр., 1 Петр 1:14 и Рим 12:2; 1 Петр 2:13,14 и Рим 13:1-6; 1 Петр 3:9 и Рим 12:17, а также: 1 Петр 2:4 и Еф 2:20-22; 1 Петр 1:10-11 и Еф 3:5,10 и др.), но первое появилось не ранее 58 года, а второе — не ранее 61-го. В пользу сравнительно позднего появления рассматриваемого послания говорит и упомянутое уже, известное из послания (5:12), нахождение при ап. Петре Силуана, спутника ап. Павла. На основании всего этого можно считать вероятным написание послания уже после того, когда миссионерская деятельность ап. Павла в отношении к малоазийским церквам прекратилась, — когда он из Кесарии в качестве узника был послан в Рим на суд кесаря (Деян 26-27 гл.). Именно тогда естественно было ап. Петру обратиться с посланием к малоазийским церквам, лишившимся своего великого благовестника, и преподать им наставление в вере и благочестии и ободрение в скорбях жизни. Таким образом, вероятным временем написания послания является период между 62-64 гг. (вскоре после первого послания, незадолго до мученической своей кончины апостол написал и второе послание).

По особенностям личной духовной жизни своей, а также и по особенному назначению послания, апостол Петр более всего и неоднократно поучает читателей христианской надежде на Бога и Господа Иисуса Христа и на спасение в Нем. Как апостол Иаков является проповедником правды, а евангелист Иоанн — любви Христовой, так ап. Петр есть по преимуществу апостол надежды христианской.

Исагогическая и толковательная литература о посланиях ап. Петра на западе очень значительна, таковы, напр., труды Hofmann’а, Wiesinger’а, Kühl’а, Usteri, Sieffert’а и др. В русской библиологической литературе нет специальной ученой монографии о посланиях св. ап. Петра. Но весьма ценные исагогико-экзегетические сведения о предмете содержатся в трудах 1) проф. прот. Д. И. Богдашевский. Послание св. Ап. Павла к Ефесянам. Киев, 1904; и 2) проф. О. И. Мищенко. Речи святого ап. Петра в книге Деяний Апостольских. Киев, 1907. Заслуживает также полного внимания брошюра епископа Георгия. Изъяснение труднейших мест первого послания св. апостола Петра. 1902. Ближе же всего изъяснению посланий ап. Петра, как и других соборных посланий, служит классический труд преосвящ. еп. Михаила. Толковый Апостол. Кн. 2-я. Изд. Киев, 1906. Имеют известное значение и "Общедоступные объяснения" соборных посланий архимандр. († архиеп.) Никанора. Казань, 1889.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

2 Букв.: к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа. Ср. Исх 24:3-8.


Первое послание апостола Петра было написано им, по всей видимости, в Риме, в 63 или 64 г. по Р.Х. Оно адресовано всем христианским общинам Малой Азии. Поводом для его написания послужило тяжелое положение первых христиан: за свою веру им приходилось терпеть насмешки и издевательства. Они постоянно оказывались перед искушением: приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам или противиться властям. Петр напоминает им, что они должны быть готовы нести страдания за свою веру, ибо жизнь христианина часто является вызовом для окружающих. Кроме этих основных утверждений послание содержит и практические советы, как поступать христианам в подобных ситуациях. Надежное основание для всех рекомендаций Петра есть то главное упование, которым живут все христиане. Апостол говорит своим читателям: «Радуйтесь, что и вы сподобились разделить страдания Христовы: когда откроется слава Его, радости вашей не будет конца» (4:13).

Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Обращаясь к христианам, Пётр называет их «странниками» или «пришельцами». На первый взгляд это может показаться странным: ведь те церкви, которые он называет, состояли в основном из местных жителей тех городов, что перечислены в обращении... 

 

Петр, так же как Иаков, обращаясь к братьям, называет их пришельцами, рассеянными в разных землях. Снова само собой... 

Библиотека

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).