Библия-Центр
РУ

Сегодня, 29 июля 2025 г.

Синодальный перевод (ru)

Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Комментарии:
Комментарий к «Толковой Библии» Лопухина

Особое замечание: О подлинности и достоверности разных отделов 2-й главы. Отрицательная критика старается показать, что те отделы рассматриваемой главы, в которых идет речь преимущественно о чудесных явлениях, окружавших рождение и первые дни жизни Христа на земле, не от ев. Луки произошли, а вставлены позднейшею рукою. Но все эти попытки разбиваются о ясные свидетельства церковного предания, которому давно уже были известны эти заподозреваемые отделы. Так, св. Иустин Мученик упоминает о рождестве и обрезании Христа (Разг. 67 гл.). О том же знают Тертуллиан и св. Ириней. Ответ Господа родителям в храме приведен в древнесирском переводе Пешито и у древних отцов. Вообще, у противников подлинности 2-й главы нет сколько-нибудь веских оснований.

Более нападают на достоверность сообщаемых в этой главе известий, показывая, что в них немало вымышленного для прославления Христа. Но та простота, с какою евангелист, изображает течение событий, как обыкновенных с точки зрения разума, так и чудесных, заставляет нас видеть в нем простого повествователя о действительно бывшем. Да притом и странно предположить, чтобы все чудесное, окружающее рождение Спасителя, было измышлено Его почитателями для его прославления: откуда же появилось у самых этих лиц такое желание прославить Христа, если Он Сам не явил Себя пред ними во всем величии Своего Богочеловечества? И почему мы непременно должны считать евангелиста Луку столь легковерным, чтобы он мог поместить все эти «вымыслы» в свой труд, который, по его собственным словам, он хотел писать с соблюдением требований здравой исторической критики?

Что же касается мифической теории в ее приложении к событию Рождества Христова и имевшим при этом место чудесным явлениям, то о ней здесь можно повторить то, что сказано выше по поводу достоверности событий, упоминаемых в первой главе (см. замечание к 1-й главе).

После принесения во храм Иисуса, родители Его не прямо пошли на жительство в Назарет, а сначала возвратились в Вифлеем и оттуда удалились в Египет. Только по смерти Ирода ( Мф 2:19 и сл. ), Иосиф и Мария вернулись в Назарет. След., Лука перед 39-м стихом пропустил все, что сказано у Матфея с 1-го стиха 2-й главы до стиха 19-го.

Младенец же возрастал и укреплялся духом. Это буквальное повторение того, что сказано об Иоанне Крестителе ( 1:80 ).

Исполняясь премудрости. Здесь речь, очевидно, о человеческом развитии ума, сердца и воли Богомладенца. Постепенно Он усвоил — конечно, главным образом из наставлений и примера Матери — свойства и навыки истинного израильского благочестия, что и обозначалось у евреев словом «премудрость» (хохма-σοφία ср. Притч 9:1 и сл. ). Подробности первоначального воспитания Христа в Назарете иногда очень рельефно изображаются составителями Его истории (см., напр., у Эдершейма, с. 287-297), но, конечно, тут нельзя сказать, где правда и где вымыслы автора истории... Евангелие как бы намеренно набрасывает завесу на эти первые годы жизни Христа, и одно только на основании Евангелия можно утверждать — что Христос в это время не находился под влиянием какой-либо иудейской школы или секты. Враги Его впоследствии прямо заявляли, что Он нигде систематического обучения не получил ( Ин 7:15 ). Сам Эдершейм, так обстоятельно изображавший образование, какое предположительно получил Христос, в заключение говорит: «мы не знаем с полною достоверностью, существовала ли такая школьная система в Назарете. Не знаем и того, приняты ли были повсюду в то время вышеописанные порядок и метод обучения» (с. 295).

И благодать Божия, т. е. любовь Божия проявлялась над Отроком Иисусом, но в чем — не сказано.

Скрыть
Параллельные места:
Лк 1:80
Лк 2:52
80
Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Скрыть
52
Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
Скрыть

Мысли вслух

Что такое взросление человека? Когда речь идёт о человеке падшем, природа которого повреждена грехопадением, под взрослением понимают обычно процесс физического становления и развития человека прежде всего. Во вторую очередь ведут речь о становлении и развитии...

Читать полностью
Скрыть

Что Библия говорит о

Слова Библии, посвященные гомосексуализму, немногочисленны, но вполне ясны. Считая нормальную сексуальность важной сферой жизни, установленной Самим Богом, Библия категорически запрещает гомосексуализм как ее извращенную форму. Одна из первых в истории человечества духовных катастроф – гибель Содома и Гоморры – происходит именно из-за распространенности гомосексуализма среди их жителей. Гомосексуализм прямо назван здесь «весьма тяжелым» грехом, исторгающим вопль от лица земли. Законодательство Синайского завета...

Вопрос-ответ

 

Почему мы должны доверять Библии? Как нужно читать Библию неверующим, чтобы понять, что в ней написано?

 

Ответ на Ваш вопрос в значительной степени зависит от того, какой смысл Вы вкладываете в слово "доверять". Доверять Библии как историческому источнику имеет смысл потому, что все ее исторические сведения... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).