Библия-Центр
РУ

Вопросы и ответы

Дорогие друзья!
Все мы знаем, что чтение Библии порождает множество вопросов. Не всегда просто на них ответить в одиночку.

В этом разделе нашего сайта собраны ответы на часто возникающие вопросы:

Все
Вопросы по тексту Библии
Библия, Церковь, христианство
Библия и жизнь
 

У меня есть вопрос: в 14 гл. Первого Послания к Коринфянам пишется о духовных дарах. Но меня интересует вопрос о даре говорения языками. Я сам пятидесятник и у меня есть друг баптист, мы часто говорит на эту тему. Я никак не могу ему объяснить это. Если можете, то подскажите мне, как ему правильно объяснить?

 

Дар «говорения языками», «молитвы языками» или просто «дар языков», по гречески «глоссолалия» – один из многих даров Святого Духа, который дается для назидания в вере и возрастания Церкви. В разные эпохи и в разных частях Церкви этот дар проявляется по-разному, порой может становиться незаметным или заметно трансформироваться. Это естественно, ибо дары Святого Духа даются всегда с определенной целью – «для назидания». Тем не менее, можно утверждать, что в той или иной форме этот дар существует в Церкви всегда.

Мы знаем, по меньшей мере, три главных разновидности этого дара. Во-первых, это дар говорения на неизвестном говорящему языке. Так говорят апостолы в день Пятидесятницы. Так, нередко, говорят проповедники и миссионеры, и слово их доходит до сердец слушающих. Существенно, что эта форма глоссолалии имеет место тогда и только тогда, когда человек говорит об Иисусе Христе, Его Кресте и Воскресении. В настоящее время этот дар довольно редок.

Во-вторых, глоссолалия может выражаться в том, что человек в молитве славит Бога на языке, не существующем среди народов Земли. Обычно это называют «языками ангельскими». Любовь к Богу, благоговение перед Ним и восхищение Им охватывают в этот момент не только сердце человека, но и разум, и эмоциональную сферу… И вдруг молитва отливается в слова, непонятные самому человеку. По свидетельству древних христиан, Святой Дух при этом дарует другому человеку дар истолкования, для того, чтобы «Церковь не осталась без назидания». Этот дар и в настоящее время распространен достаточно, чтобы быть заметным явлением в Церкви. Однако, в наше время гораздо реже встречается дар толкования. Возможно, это связано с тем, что назидание современной Церкви осуществляется не так, как древней. Для понимания этого дара важно иметь в виду ряд моментов.

Говорение языками ангельскими дается, как правило (хотя и не всегда), через молитву других христиан, – тех, кто имеет этот дар. Далее, сам говорящий обычно не понимает смысла своих слов. Он осознает только некоторый несловесный смысл молитвы, в которой он заговорил на таком языке. В разных частях Церкви существует известная преемственность, так что по тому, как проявляется глоссолалия в молитве человека, можно довольно точно понять, в какой Церкви он обрел этот дар. Глоссолалия пятидесятников не такова, как у католиков, а глоссолалия лютеран отличается от глоссолалии православных. Нередко такая глоссолалия похожа на один из неизвестных человеку языков. По нашему сугубо личному впечатлению, чаще всего такая глоссолалия (у всех конфессий) напоминает древнееврейский и арамейский языки. Возможно, Святой Дух задействует при этом какие-то неизвестные нам стороны личности самого человека… Принципиально важно, что эта форма глоссолалии дается во время молитвы и для молитвы, обычно – для прославления Бога.

В-третьих, существует еще одна форма глоссолалии, тесно связанная с предыдущей. Это скорее должно быть названо несловесной молитвой. Апостол Павел говорит об этом, что Дух Святой ходатайствует в нас воздыханиями неизреченными. От предыдущей формы такая молитва отличается тем, что в ней не всегда различимы отдельные речевые элементы (слова, фразы) и тем, что такая молитва скорее поется, чем произносится. Нередко она рождается как продолжение (и усиление) обычной нашей молитвы и псалмопения. При этом Дух Святой дает нашему сердцу вырваться за пределы человеческого языка, и обратиться к Богу каким-то иным, очень личностным, но несловесным образом. С глубокой древности эта молитва-глоссолалия преимущественно происходила во время богослужения. Это было настолько обычной вещью, что церковные богослужебные уставы второй половины первого тысячелетия даже фиксируют моменты в богослужении, когда обычно проявляется в общине этот дар Святого Духа. Некоторые православные уставы, в том числе русские, сохраняют такие указания вплоть до конца 15 века. В целом же с конца первого тысячелетия в основном эта форма глоссолалии переходит, скорее, в область церковно-музыкального творчества.

С конца 19 века в разных частях Церкви Дух Святой начал вновь подавать эти дары явно, хотя и по-разному. Это, вероятно, связано с тем, что разные Церкви в разной степени «засохли» в богословском теоретизировании и утратили переживание живой связи с Духом. Для назидания в этом, быть может, Господь и обновляет в нас эти свои дары. Важно отметить в заключение, что единственный дар Святого Духа, который неизбежно необходим для жизни Церкви, без которого Ее не бывает – это дар любви. Остальное дается по мере нужды…

Задать свой вопрос

Если в этих материалах Вы не нашли ответа на свой вопрос - пишите нам, попробуем поискать ответы вместе.

Ваше имя:

Ваш e-mail:

Вопрос:

Введите символы:

Сообщение отправлено

Обратите внимание на то, что, к сожалению, количество приходящих вопросов превышает наши возможности отвечать на них оперативно.

Заранее приносим свои извинения за возможное вынужденное ожидание.

Спасибо за понимание

OK
Увеличить

Обратите внимание, что на любой странице с текстом Священного Писания Вы найдете ссылки на:

  •  комментарии к этому тексту;
  •  дополнительные материалы нашего сайта, служащие для понимания и изучения Библии.

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).