Найти
Дорогие друзья!
Все мы знаем, что чтение Библии порождает множество вопросов. Не всегда просто на них ответить в одиночку.
В этом разделе нашего сайта собраны ответы на часто возникающие вопросы:
Вы в своих размышлениях (https://www.bible-center.ru/ru/note/20180711/orth) иронизируете: «Кто работает защитником Родины, тот может и убивать». Думал найти здесь действительно интересный комментарий (ведь тема значимая), но нашел банальную сектантскую проповедь. Да, действительно, может и убивать. Это очевидно. И история знает множество святых христиан-воинов, живших практически во времена Христа. Неужели непонятно, что солдаты те, кто первый исполняет заповедь «Нет больше той любви, чем положить жизнь за друзей своих». Солдаты не просто убивают, а защищают свою страну. Как Вы сами понимаете, это только язычники воспринимают убийство как однозначное зло прежде всего убитому. Христиане воспринимают не так. Все в воле Божией, и если Он попустил убить человека, значит в этом Его Воля. Этот человек мог окончить жизнь и иначе в результате несчастного случая, например. Все в воле Божией. Зло убийства в злом духе убивающего. В его злой воле. Он вредит прежде всего себе. Поэтому убийство страшное зло. Убивая, человек умирает сам душой. Но только если причина его поступка грех. Если это святые (действительно святые) помыслы например, защита женщин, стариков и т.д. от фашистов, террористов и т.д. нет греха в убийстве. В этом дух Евангелия. А судящие по букве уподобляются фарисеям. С уважением и надеждой на понимание...
Позвольте одновременно и согласиться, и не согласиться с тем, что Вы говорите в Вашем письме. Обсуждаемый вопрос не настолько однозначен, чтобы его можно было решать в одной плоскости. Во всяком случае, однако, хотелось бы ограничиться рамками православия.
В своей практической жизни православная Церковь всегда руководствуется одновременно двумя принципами, называющимися греческими словами «акривия» (akribeia) и «икономия» (oikonomia). Первый термин переводится как «точный смысл, строгая точность», второй же в новозаветном языке обычно используется в значении «домостроительство». Принцип акривии подразумевает строгое и точное следование принципам, изложенным в Слове Божьем и Предании Церкви. Принцип же икономии предполагает, что Церковь, из-за немощи человеческой, до некоторой степени поступается точностью ради сохранения мира и блага церковного. Различение и применение одного или другого принципа, между прочим, — существенный компонент благодати священства, даруемой нашим архипастырям. Конечно, это и их тяжкий подвиг.
Так вот, с точки зрения акривии никакое (подчеркнем, никакое) убийство не может быть оправданным. Священное Писание говорит об этом и в повествовании о завете с Ноем, и в Декалоге. Сам Господь в Нагорной проповеди лишь усиливает это требование, распространяя его, как Вы справедливо отмечаете, на духовную причину убийства — гнев. Вы правы, говоря о том, что иному человеку лучше окончить свои дни, чем совершить тяжкие злодеяния, продолжая их. Однако Господь ясно запрещает людям решать это.
Однако очевидно, что жизнь заставляет христиан подходить к этому вопросу иначе. С точки зрения икономии очевидно, что нельзя не защищать слабых, не противостоять агрессорам или убийцам. В подобной ситуции христианам следует и быть готовыми «отдать жизнь свою за други своя», и противостать насилию с оружием в руках. Ради блага людей Церковь всегда не только допускала, но и благословляла последнее как важную обязанность государства. Между прочим, апостолы Петр и Павел высказывают в своих посланиях мысль о том, что существование государства и молитва Церкви за власти оправдываются именно тем, что оно защищает тех, кто в данную минуту нуждается в такой защите. Именно поэтому Церковь всегда стремилась искать возможность сосуществования с любым государством. Даже в римской и советской империях, противостоя безбожным властям, Церковь не стремилась к их уничтожению.
Но есть некоторые существенные детали. Во-первых, благословение воевать против захватчиков не относится к военной деятельности того или иного государства вообще. Церковь одобряет только и исключительно оборону и защиту. Впрочем, это очевидно. Во-вторых, православная традиция, с позиции икономии благословляющая и одобряющая противостояние агрессору с оружием в руках, тем не менее считает совершенное при этих условиях убийство предметом покаяния и исповеди. При этом епитимья (отстранение от Причащения) в этом случае несопоставимо меньше, чем при убийстве бытовом или, тем более, преднамеренном. На практике епитимья воину может и вовсе не назначаться, однако исповедоваться в таком убийстве он, тем не менее, должен.
Вот в таком сочетании икономии и акривии (мудром, на наш взгляд) и состоит православная (не-сектантская) позиция христиан.
Если в этих материалах Вы не нашли ответа на свой вопрос - пишите нам, попробуем поискать ответы вместе.
Обратите внимание на то, что, к сожалению, количество приходящих вопросов превышает наши возможности отвечать на них оперативно.
Заранее приносим свои извинения за возможное вынужденное ожидание.
Спасибо за понимание
Обратите внимание, что на любой странице с текстом Священного Писания Вы найдете ссылки на:
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
![]() ![]() ![]() | ||