Путь праведности всегда был путём Божиим, и всякий праведник во все времена просил Бога научить его Своим путям. Всё было бы проще, если бы речь шла только о заповедях или о законах, которые достаточно соблюсти, чтобы быть праведником. Разумеется, данные Богом заповеди соблюдать необходимо, иначе ни о каком пути праведности вообще не приходится говорить.
Но одного внешнего, формального соблюдения заповедей недостаточно. Если бы заповеди и закон Божий вообще были подобны человеческим законам, если бы они были только сводом правил, который Бог придумал для людей, чтобы они эти правила соблюдали, их формального соблюдения было бы достаточно, как достаточно бывает формального соблюдения законов, придуманных людьми, для того, чтобы не быть их нарушителем.
Но с законом Божиим ситуация иная. Слово «Тора», которое используется в еврейском тексте Ветхого Завета для обозначения закона, достаточно многозначно, оно означает и законодательство, и соответствующий ему уклад жизни, и даже духовное состояние человека, этому укладу отвечающее.
Такая многозначность обусловлена тем, что, в отличие от человеческих законов, закон Божий не условен и не произволен: он отражает те закономерности, которые характеризуют взаимоотношения Бога и человека. Это объективный закон духовной жизни, отражённый в заповедях.
Природные законы безличны, поэтому тут достаточно определений. Законы духовные личностны, личностны потому, что и сама духовная жизнь — это, в первую очередь, система отношений, связывающая человека с Богом и с другими людьми. Тут главное — сделанный выбор и принятое решение, воля и интенция, а волю и интенцию проще описать на языке заповедей, чем на языке абстрактных определений.
Если же заповедь превращается в абстрактное определение, пусть и морально-нравственного содержания, от конкретного и наполненного жизнью отношения остаётся одна мёртвая абстракция, а от духовной жизни — одна её схема. Потому-то и упоминает гимнограф о дыхании («духе») Божием: ведь только Его дыхание и может оживотворить всякое отношение — с Ним ли Самим или с любым из людей.
Тогда путь праведности оказывается действительно путём Божиим, а не путём довольно унылого «морального самоусовершенствования», который не способен привести ни к чему, кроме жестокого законничества и сухого ригоризма. В отличие от этого тупикового пути путь праведности ведёт в Царство, исполненное жизни и радости, в Царство, наполненное дыханием Божиим.
Путь праведности всегда был путём Божиим, и всякий праведник во все времена просил Бога научить его Своим путям. Всё было бы проще, если бы речь шла только о заповедях или о законах, которые достаточно...
Путь праведности всегда был путём Божиим, и всякий праведник во все времена просил Бога научить его Своим путям. Всё было бы проще, если бы речь шла только о заповедях или о законах, которые достаточно... Читать далее
На первый взгляд, слова Иисуса о браке могут показаться слишком суровыми: очень уж высоко (можно было бы сказать, бесконечно высоко) поднимает Он планку во всём, включая и то, что касается брака и супружеских отношений. Развод — от жестокосердия, Тора позволяет развод, снисходя к человеческой слабости. А Иисус напоминает Своим собеседникам об изначальном замысле Божьем о человеке и о супружеских отношениях, соединяющих двоих. Конечно, те люди, свободные от греха и потому в принципе не знающие такого понятия, как супружеская неверность, наверное, и представить себе не могли, что связывающие их отношения могут оказаться разорванными, тем более, по инициативе одного из них. Но как же быть нам, падшим людям, живущим в падшем мире? И здесь мы видим то, что вообще характерно для всех притч, поучений и советов Спасителя: они даны не для нашего мира, хотя и преображающегося, но ещё не преображённого, а для Царства. В нашем мире следовать им невозможно, это возможно лишь для живущих в Царстве. Планка действительно поднята предельно высоко. Но ведь и весь смысл проповеди Иисуса, по сути, сводится к одному: Царство приблизилось, оно уже вошло в наш мир, преображая его, и единственный способ спастись — жить в Царстве по его законам. И Иисус объясняет нам, что требуется для жизни в Царстве. Он не предлагает нам никаких альтернатив для жизни в непреображённом мире по законам этого непреображённого мира. И не потому, что Он не хочет снизойти к нашим слабостям, а потому, что в эпоху, в которую нам довелось жить, такой альтернативы нет.
На первый взгляд, слова Иисуса о браке могут показаться слишком суровыми: очень уж высоко...
На первый взгляд, слова Иисуса о браке могут показаться слишком суровыми: очень уж высоко... Читать далее
«Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее»... Зачем нужно писать о чём-то тому, кто и так знает? Апостол Иоанн, в сущности, говорит о том, что его послание — не информативно, информация и так есть, более того, данная не человеческими способами, но Духом Святым. Так для чего же он пишет? А может быть, не всегда послание, письмо должно быть информативно? Ведь если бы всё дело было в информации, то не имело бы смысла перечитывать Библию — читали, знаем, чем всё кончится... Может быть, и слова о том, что уже известно, порой необходимы? Для чего? Чтобы утвердиться в вере. Чтобы, услышав об этом в очередной раз, напомнить самому себе. Чтобы просто продолжалось общение святых — через разговор о том, о чём уже говорилось... и внезапно слышится — не новая информация, а новая интонация.
«Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее»... Зачем нужно писать о...
«Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее»... Зачем нужно писать о... Читать далее
Псалом 145 прославляет Бога за Его милость к бедным, слабым, больным - к тем, кого презирают или забывают люди (князи и сыны человеческие). Но задумаемся: как чаще всего Бог помогает нам в наших нуждах? Конечно, через других людей! Ап. Павел, обращаясь к христианам Коринфа, призывает их помочь нуждающейся иерусалимской общине и тем явить Божье участие в их нуждах. То, что коринфяне лично не знакомы с братьями из Иерусалима, приближает их к исполнению потрясающей заповеди Христа (Мф. 5:43-48) и означает жизнь не по плоти, но по духу.
Псалом 145 прославляет Бога за Его милость к бедным, слабым, больным...
Псалом 145 прославляет Бога за Его милость к бедным, слабым, больным... Читать далее
Милость славится утром, когда стихают ночные тревоги, а солнечные лучи заново освещают обновлённый мир. Так естественно в эти минуты возблагодарить Творца за радость нового дня, так легко и просто в утренние часы ложится на сердце понимание того, что Он милостив, что Он - Источник всего светлого в мироздании!
Истина же славится ночью, когда чувства обострены, а отсутствие света, на протяжении дня отвлекающего наше внимание от трагизма жизни, даёт прочувствовать многое из того, от чего нас отвлекают дневные заботы. Но как едины и взаимосвязаны в Творении ночь и утро, так неразрывны и неразделимы у Творца милость и истина.
Слова псалмопевца о том, что Господь возвеселил его, пожалуй, могли бы показаться странными для тех, кто привык воспринимать Его исключительно в качестве грозного повелителя, постоянно наказывающего подданных. А между тем Он хочет, чтобы мы жили в радости, и вовсе не случайно, что весть о спасении, которую Сын Божий принесёт на землю, будет названа Радостной Вестью.
Милость славится утром, когда стихают ночные тревоги, а солнечные лучи заново освещают обновлённый мир...
Милость славится утром, когда стихают ночные тревоги, а солнечные лучи заново освещают обновлённый мир... Читать далее
Мы привыкли к той мысли, что через рассматривание Творения можно приблизиться к постижению Творца. Это верная мысль, но нередко бывает и так, что на созерцании Творения мы и задерживаемся, подняться на следующий уровень не получается. Поскольку же Творение не равно Творцу, может возникнуть соблазн начать приписывать Богу те черты тварного мира, которые явились следствием его падшего состояния.
Но величие Творца превышает величие сотворённой Им вселенной. И хотя на страницах Библии Его величие не раз выражено через образы природных катаклизмов, Господь не только более шума вод, Он превыше любого сравнения, какое мы могли бы почёрпнуть из образов сотворённого Им мира.
И потому только то, что основано на Нём Самом, может быть построено на единственно прочном Основании.
Мы привыкли к той мысли, что через рассматривание Творения можно приблизиться к постижению Творца...
Мы привыкли к той мысли, что через рассматривание Творения можно приблизиться к постижению Творца... Читать далее
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||