18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. 19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но
они вышли, и
через то открылось, что не все наши. 20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. 21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее,
равно как
и то, что всякая ложь не от истины. |
«Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее»... Зачем нужно писать о чём-то тому, кто и так знает? Апостол Иоанн, в сущности, говорит о том, что его послание — не информативно, информация и так есть, более того, данная не человеческими способами, но Духом Святым. Так для чего же он пишет? А может быть, не всегда послание, письмо должно быть информативно? Ведь если бы всё дело было в информации, то не имело бы смысла перечитывать Библию — читали, знаем, чем всё кончится... Может быть, и слова о том, что уже известно, порой необходимы? Для чего? Чтобы утвердиться в вере. Чтобы, услышав об этом в очередной раз, напомнить самому себе. Чтобы просто продолжалось общение святых — через разговор о том, о чём уже говорилось... и внезапно слышится — не новая информация, а новая интонация.
18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. 19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но
они вышли, и
через то открылось, что не все наши. 20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. 21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее,
равно как
и то, что всякая ложь не от истины. |
Слова Иоанна о том, что всякий, покинувший Церковь, — антихрист (ст. 18 – 19), многим кажутся пропагандистским штампом, попыткой запугать своих единоверцев, вызвать в них метафизический ужас перед вечной гибелью. Если бы христианство было просто ещё одной, новой религией, возможно, именно так бы их и следовало воспринимать. Но в том-то и дело, что христианство — не новая религия, а новая жизнь. Церковь же для Иоанна, как и для всего поколения первых христиан, — не религиозная община, а место, где верные собираются для совершенно реальной встречи с воскресшим Христом, Который тоже совершенно реально благословляет преломляемый в этом собрании хлеб и чашу.
Поэтому и антихрист для Иоанна — не какая-то мистическая фигура, появляющаяся на исторической сцене в конце времён в соответствующем антураже, а всякий, кто противопоставляет себя Христу и Его Церкви. Дело тут не в ненависти к этим людям или в осуждении их позиции, а в простой констатации факта. На первый взгляд может показаться, что суждение апостола уж слишком жёстко: в конце концов, до возвращения Спасителя ещё есть время, так, что и те, кто ушёл, ещё могут успеть вернуться. Но Иоанн не случайно говорит о «последних временах» как о чём-то уже наступившем.
Такие разговоры у современного читателя вызывают обычно лишь скептическую улыбку. Оно и понятно: слишком много было в христианской истории кликуш, предрекавших скорое возвращение Христа, в последний момент почему-то всегда неким таинственным образом или откладывающееся, или вовсе отменяющееся. Но апостол-то имеет в виду не будущее, пусть даже самое близкое, а настоящее. Это мы с вами живём в эпоху наступающего Царства. Так же, как жил в эту эпоху сам Иоанн и его современники.
Так же, как жили в эту же эпоху все и повсюду начиная со дня Пятидесятницы, и будут жить все вплоть до дня возвращения Христа во славе, который наступит, конечно, не тогда, когда провозглашают самозваные «пророки». Наступление Царства — объективная реальность, совершенно не зависящая от мнения и от отношения к ней людей. И затрагивает она каждого независимо от возраста, пола, расы, языка или религии. И даже независимо от того, знает ли что-нибудь человек о Христе или не знает. Но на тех, кто знает и принял, ответственность особая.
Мы не знаем, какое отношение имеют к Царству и его жизни о Царстве не подозревающие. Так же, как не знаем, какие отношения у Христа с теми, кто не слышал о Нём от людей. Или слышал и видел такое, чего лучше было бы не слышать и не видеть. Но вот если человек знал Христа и Царство и, зная, ушёл, значит, со Христом и с Царством такой человек порвал, и это такая же объективная данность, как само присутствие Царства в мире. Конечно, путь назад ни для кого не закрыт, по крайней мере, до возвращения Спасителя во славе. Но это путь ушедшим надо пройти. Чтобы быть верными Христу, а не противниками Ему.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. |
В Таинстве Крещения кажому из нас даруется Дух Святой. Почему же мы так мало доверяем? Мы ищем ответов в книгах, у людей, думаем, переживаем, тревожимся... Теряем веру в себя, если не находим ответа, и начинаем унывать; а если все-таки понимаем, что ответ нужно искать у Бога и в Боге - приходим в отчаянье, почти теряем веру, если ответа, понимания приходится ждать.
Но Дух в нас. Он дан и никогда не отнимается - Бог не забирает своих даров. Мы можем своими грехами так хорошо "забить уши" и "зашорить глаза", засыпать камнями все пути внутри души, которые ведут к нашему сердцу - что услышать Его тихий голос очень трудно. Мы можем так разучится видеть, что не замечаем Его знаков, Его слов в нашей жизни и в окружающем мире. Наше сердце может быть так забито земными привязанностями, интересами к делам и вещам "мира сего", что Дух Божий вынужден ютится в самом углу, и оттуда продолжать говорить к нам...
Но Он живет в нас, не покидает, не оставляет, утешает, не умолкает.
И если мы почему-то не можем его услышать, нужно промыть глаза и уши, расчистить засыпанные камнями и ветками дороги, освободить место в нашем сердце, а потом сесть и внимать. И не отчаиваться, если не услышим сразу. Мы разучились, забыли как это делается. Наш внутренний слух настроен на наши желания и душевные порывы, а не на голос духа. Нужно ждать и учиться слушать. Ждать и терпеть. Иногда ждать приходится очень долго. Но, в отличие от нас, Бог верен. В какой-то момент мы услышим Его голос внутри нашего сердца. Мы ведь уже помазаны и помазание Его пребывает в нас.
18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. 19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но
они вышли, и
через то открылось, что не все наши. 20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. 21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее,
равно как
и то, что всякая ложь не от истины. 22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. 23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. 24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. 25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. |
26 Это я написал вам об обольщающих вас. 27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. |
28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. 29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. |
Слова апостола Иоанна в сегодняшнем отрывке из его Первого соборного послания во многом продолжают образ мыслей и высказываний Бога через ветхозаветных пророков. Многие из них говорили о том, что основной причиной греха и беззакония в людях является незнание Бога. Не отсутствие информации о нормах закона, а отсутствие богопознания. И вот, после всех событий земной жизни, смерти и воскресения Христовых, апостол говорит о том, что теперь нам открыта истина о Боге. И эта истина такова, что дает нам возможность пребывать в Отце и Сыне. Что же это значит, как понять эти слова о пребывании в Боге?
Сам апостол объясняет это знаменитыми словами: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими». И, снова возвращаясь к одной из основных тем послания, он говорит об отличительных чертах детей Божиих. Это делание правды и любовь к братьям.
Хотя апостол говорит в этом отрывке только об Отце и Сыне, тем не менее, его откровение все равно носит троичный характер. Потому что интонация удивительной чистой нежности и света ясно свидетельствует о том, что он пишет, вдохновляясь Духом.
18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. 19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но
они вышли, и
через то открылось, что не все наши. 20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. 21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее,
равно как
и то, что всякая ложь не от истины. 22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. 23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. 24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. 25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. |
26 Это я написал вам об обольщающих вас. 27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. |
28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. 29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. |
В наше время снова, как уже не раз бывало, у многих христиан усилилось напряжённое ожидание прихода антихриста. У нас нет оснований отвергать пророчества о приходе в конце времён сына погибели, противящегося Богу, хотя бы уже потому, что такое противление, то усиливаясь, то ослабевая, происходит на протяжение всей истории. Но страх перед антихристом не должен парализовать до такой степени, чтобы мы смогли забыть, что Христос сильнее и в перспективе конца времён антихрист уже потерпел поражение. Между тем, читая некоторые популярные брошюры о близком конце света, в которых страх перед надвигающейся тьмой перевешивает надежду на спасение, трудно отделаться от впечатления, что силы зла усиленно стараются внушить христианам сознание своей непобедимости. Кроме того, кого только за минувшие века не принимали за антихриста!
Но, не зная времени прихода главного, окончательного антихриста, мы имеем возможность вовремя распознавать многочисленных “малых антихристов”, а не умея распознавать их, мы уж точно не научимся распознать главного. И здесь Иоанн указывает на их признаки. К слову, мы привыкли переводить греческое анти как против, но это слово имеет ещё одно значение — вместо. Антихрист не только выступает против Христа, но и хочет, вытеснив из сознания верующих, заменить Его собственной фигурой. А мы могли бы перечислить великое множество современных лжепророков, претендующих на эту роль и сумевших обмануть, а нередко и погубить, очень многих людей.
Слова апостола о том, что «всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца», перекликаются со словами Христа: «...никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6). До сих пор многим трудно принять это, и слова апостола могли бы показаться излишне суровыми, если бы не отражали реальность: устремляться к Отцу можно, можно и иметь о Нём некоторое представление, не зная Сына, но жизнь в единении с Богом возможна только во Христе.
18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. 19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но
они вышли, и
через то открылось, что не все наши. 20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. 21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее,
равно как
и то, что всякая ложь не от истины. 22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. 23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. 24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. 25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. |
26 Это я написал вам об обольщающих вас. 27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. |
28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. 29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. |
Кого имеет в виду апостол, говоря об «антихристах»? Наше сегодняшнее словоупотребление связывает образ антихриста с чем-то инфернальным, для нас антихрист — непременно исчадие ада. Между тем Иоанн, очевидно, употребляет это слово в его первоначальном значении: антихрист — тот, кто выступает против Христа, против Мессии. Антимессианист. И апостол предлагает один из первых, кажется, в истории Церкви символов христианской веры, который сводится к одной фразе: тот, кто не принимает Иисуса как Христа, как Мессию, тот не христианин. Отказываясь от такого признания, человек теряет и Отца, само богообщение для него становится невозможным. Такое утверждение может показаться слишком жёстким.
Да и опыту духовной жизни оно, как кажется, противоречит: вряд ли сегодня можно сомневаться в том, что опыт богообщения возможен и в других традициях, помимо христианской. Но Иоанн делает одно существенное уточнение. Он говорит об упоминаемых им антихристах, что они «вышли от нас», из христианской среды, из Церкви. И тем доказали, что «никогда не были нашими». Речь, как видно, идёт не просто о нехристианах, а о христианах-отступниках. О тех, кто уже вошёл в Церковь, а потом сам, по собственной воле, её покинул.
Не о тех, кто ищет свой духовный путь или нашёл его вне Церкви, а о тех, кто со своего пути свернул или вовсе от него отказался. А такой отказ всегда чреват серьёзными духовными последствиями, вплоть до утраты возможности осознанного богообщения. И касается это не только христиан, хотя на христианах, конечно, ответственность особая. Всякий отказ от своего духовного пути, каким бы путь ни был, ведёт к аналогичным последствиям. Просто потому, что всякий шаг на духовном пути человека меняет, меняет объективно и необратимо.
Уходя из Церкви, человек не возвращается в то состояние, в котором он находился до обращения и до крещения. В него вообще после крещения вернуться невозможно. Можно стать неверующим и нецерковным человеком, но «обратно некрещёным» не станешь. А непрожитая до конца духовная жизнь — штука неприятная, она всегда за себя мстит. Данные человеку возможности могут разрушить его жизнь, если человек не хочет их использовать. И применительно к духовным возможностям это справедливо больше, чем применительно к любым другим.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||