Слова о спасающей благодати в христианском словаре стали общим местом. И мы сегодня уже обычно мало задумываемся об их смысле. Что такое эта спасающая благодать? Как именно и от чего она нас спасает? Корректный богословский ответ известен: от греха, ставшего следствием грехопадения и проявляющегося в нашей жизни.
Грех препятствует нашему спасению, своими силами мы не можем победить его полностью, и для такой победы нам нужна благодать Христова, спасающая нас от греха и от вечной гибели. Но что стоит за этими словами? Если осмыслить их в контексте всего того, что говорится в Библии об отношении человека с Богом, придётся признать, что они описывают некую духовную динамику. Процесс. Процесс, в который человек включён через свои отношения с Иисусом. А сами эти отношения в свою очередь являются элементом процесса.
Вот эти отношения собственно и надо было бы назвать благодатью. Благодать — не просто некая божественная энергия, разлитая в мире, или некая сила, исходящая от Христа во всех направлениях. Это единство Христа со Своим Отцом, в которое включается доверившийся Христу человек. Вот эту включённость в отношения Христа с Отцом и переживает человек как благодать. Благодаря этой включённости и в связи с ней приобщается христианин жизни Царства.
И происходит такое приобщение вопреки той греховности, которая по определению свойственна падшему человеку. Через преодоление этой греховности. Через противостояние человека своему греху при поддержке той силы Божьей и того дыхания Царства, которые входят в человека благодаря включённости его в тот самый духовный процесс. Так Бог через Христа и во Христе меняет человека. Преображает его.
Так изменяет его природу, чтобы греху в ней больше не было места. И всё больше делает спасаемого от греха человека жителем Царства. Того Царства, где человеку открывается вся полнота благодати. Вся полнота жизни — не какой-то отдельной жизни, а жизни внутри тех отношений, что связывают Царя этого Царства с Его небесным Отцом. В конце концов ведь их отношения и образуют основу Царства. Вся полнота благодати — там, между Отцом и Сыном. А все остальные приобщаются к ней по мере своего включения в Их отношения. И в жизнь Царства, где греху уже места нет.
Свернуть
Слова о спасающей благодати в христианском словаре стали общим местом. И мы сегодня уже обычно мало задумываемся об их смысле. Что такое эта спасающая благодать? Как именно и от чего она нас спасает...
скрыть
Слова о спасающей благодати в христианском словаре стали общим местом. И мы сегодня уже обычно мало задумываемся об их смысле. Что такое эта спасающая благодать? Как именно и от чего она нас спасает...
Читать далее
Завершая разговор о вере и верности, автор послания упоминает многочисленные случаи тех свидетельств верности Богу и заключённому с Ним завету, перечислять которые было бы так долго, что у него на это перечисление просто не хватило бы времени (ст. 32 – 38). Но никто из них, говорит автор, не получил обещанного потому, что получить его они могли лишь вместе с теми, о ком, по его словам, «Бог предусмотрел нечто лучшее», о тех, которые, став свидетелями прихода в мир Спасителя, через Него приобщились к жизни Царства, «достигнув совершенства» (ст. 39 – 40). Речь идёт, как видно, о той полноте Царства, которая, само собой разумеется, не могла быть открыта миру до прихода Мессии. Но теперь, когда Царство, по слову Спасителя, «приблизилось» и открылось миру, всё более его преображая, оказалось, что все, его искавшие и ожидавшие, независимо от того, когда они жили и когда завершили свой земной путь, получили возможность приобщиться к полноте жизни, которую они предчувствовали, но которой не могли получить. Как видно, действие дыхания Божия, пронизывающего Царство, распространяется не только на настоящее и на будущее, но и на прошлое.
Конечно, в границах нашего, ещё не преображённого мира такое воздействие на прошлое было бы совершенно невозможным, но Царство живёт по иным законам, и, распространяясь в мире, оно, очевидно, включает в свои границы не только всё существующее пространство, но и всё существующее время (или, как видится это нам, все времена, и нынешнее, и все другие, равно прошедшие и ещё не наступившие). Разумеется, это вовсе не означает, что всё, что когда-либо происходило или сегодня происходит в мире, автоматически становится частью Царства, преображаясь и приобщаясь к его жизни. В Царство может войти лишь то, что ему сродно, что не противоречит его природе и его законам. Тому злу, в котором, по слову Спасителя, лежит сегодня мир, места в Царстве не будет, так же, как не найдётся в нём места и тем, кто сознательно выбирает путь зла. Но те, кто избрал Царство и путь праведности, войдут в него даже в том случае, если законы непреображённого мира такого не допускают: ведь они с Царством одно, Царство — их духовная родина, а потому, как только его законы достигают нашего, ещё не преображённого мира, искавшие и ожидавшие Царства сразу же оказываются в нём и начинают жить по его законам, а законы непреображённого мира теряют над ними всякую власть. Только так торжество Царства может стать полным, только так его может обрести каждый ищущий, независимо от того, когда ему суждено было пройти свой земной путь.
Свернуть
Завершая разговор о вере и верности, автор послания упоминает многочисленные случаи тех свидетельств верности...
скрыть
Завершая разговор о вере и верности, автор послания упоминает многочисленные случаи тех свидетельств верности...
Читать далее
Пророк Исаия говорит, что тьма покроет землю, мрак покроет все народы, а над Израилем воссияет Господь. Честно говоря, хочется пожалеть несчастные народы, которые окажутся во тьме... Но извечная наша жалость к униженным и оскорблённым не поможет понять библейский текст. Ведь дело здесь не в том, что недобрый Бог Израилев пожалел света для всех «посторонних» народов. Дело и не в энергетическом кризисе, ибо света Господня не может не быть достаточно для всех. Проблема в одном — в людях, которые могут принять Его свет или не принять. Только от их воли зависит, покроет ли землю тьма — тьма незнания, неприятия Бога. И даже тогда, когда все народы уже оказываются во мраке, Господь оставляет шанс. Все эти народы могут прийти в Иерусалим. Несмотря на то, что они не впускали Бога в свою жизнь, Он готов открыть им врата Своего города.
Свернуть
Пророк Исаия говорит, что тьма покроет землю, мрак покроет все народы, а над Израилем воссияет Господь. Честно говоря, хочется пожалеть несчастные народы, которые окажутся во тьме...
скрыть
Пророк Исаия говорит, что тьма покроет землю, мрак покроет все народы, а над Израилем воссияет Господь. Честно говоря, хочется пожалеть несчастные народы, которые окажутся во тьме...
Читать далее
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).