Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на26 Января 2025

 
На Иов 9:29 

Иов хорошо начитан в книгах мудрецов и может привести немало цитат. Вот только главной проблемы Иова эти цитаты не решают. Дело ведь не в том, что Бог выше человека и безусловно праведнее. Дело в том, что Бог — основание всякой праведности, и об этом как раз Традиция свидетельствует со всей очевидностью.

Именно Он решает, кто праведен, а кто нет. Но кто же в таком случае устанавливает правила? И кто выступает арбитром? В основании Традиции лежит представление о праведности как о соотнесённости между Богом и человеком, соотнесённости не сущностной, а, как сказал бы современный философ, экзистенциальной. Праведность человеку не свойственна, это не его свойство или качество, пусть даже приобретённое, а его состояние, и именно Бог оценивает, насколько состояние человека соответствует критериям праведности.

Но каким критериям? Во времена, когда была написана Книга Иова, суд Божий уже давно никто не представлял себе так, как египтяне, к примеру, представляли себе суд Осириса, взвешивающего душу на весах. Ведь весы предполагают нечто существующее объективно и отдельно как от того, кто взвешивает, так и от того, кого взвешивают. В яхвизме же уже со времён пророка Амоса закрепилось представление о Божьем суде как о встрече человека с Богом лицом к лицу, как о моменте истины, который расставит всё и всех на свои места. Получается, образно говоря, что весы — это не объективный инструмент измерения, а всё та же Божья рука: Бог Сам и игрок, и арбитр одновременно.

Если Он как арбитр не станет подсуживать Себе как игроку, тогда всё в порядке. А если станет? Кто тогда может Ему помешать? Кто сможет выступить тем беспристрастным третьим, который мог бы оценить, насколько прав Бог в Своём суде? А Иов ведь сомневается именно в беспристрастности Бога относительно самого себя. Он не понимает, за что его, праведника, Бог наказывает. Конечно, у нас, читателей, уже появляется смутная догадка о том, что Бог и Иов понимают праведность не одинаково.

Иов, кажется, пока ни о чём таком не догадывается. Он человек глубоко религиозный, и ему известна лишь одна мера праведности: мера праведности религиозного человека. Тут ему себя упрекнуть не в чем. Вот он и говорит: я праведен, я готов предстать перед Богом, но Он-то этого не хочет, Он прячется и бьёт исподтишка непонятно за что. Бьёт так, как будто я не праведник, а худший грешник. Так за что же Он меня бьёт?

Свернуть

Иов не спорит с Билдадом так же, как не спорит он и с Элифазом. Он сам хорошо начитан в книгах мудрецов и может привести немало цитат. Вот только главной проблемы...

скрыть

Иов не спорит с Билдадом так же, как не спорит он и с Элифазом. Он сам хорошо начитан в книгах мудрецов и может привести немало цитат. Вот только главной проблемы...  Читать далее

 

Так важно понять: чего именно я хочу? Почему Господь спрашивает это у меня, если Он и так знает? Потому что попросить — это взять на себя ответственность. Казалось бы, как слепой может не хотеть прозреть? Но если наступает момент, когда прозрение становится реальностью, понимаешь, что все изменится. Нельзя будет больше просить у других, надо будет делать самому, отвечать за себя и свои поступки полнее. И с духовной слепотой то же самое. Если человек не видит и не понимает, что поступает плохо, с него спросится меньше, чем если он знает, видит, и все равно делает по своей воле, а не по Божьей. Желание прозреть — это еще и желание принять волю Божью.

Свернуть

Так важно понять: чего именно я хочу? Почему Господь спрашивает это у меня, если Он и так знает? Потому что...

скрыть

Так важно понять: чего именно я хочу? Почему Господь спрашивает это у меня, если Он и так знает? Потому что...  Читать далее

 

Слушая слова Закона, народ плакал; поняв его, пошел праздновать с великим веселием. Вот парадокс Библии для каждого, кто ее читает и пытается понять. Мы читаем страшные пророчества и видим их исполнение, мы узнаем знаки конца времен и в ужасе оттого, что может нас ждать. Но не ужас и не страх несет нам Слово. В любой ситуации главное для нас — понять Слово, понять то, что говорит нам Бог сегодня и сейчас. Потому что любое слово Его не о том, как плохо нам сейчас, не о том, как плохо нам будет, какие страдания выпадут нам на пути. А о том, что главное в Нем — это радость о Воскресении, о милосердии и о Любви. Мы продолжаем Ему говорить: дай похоронить, дай проститься, еще минуточку подожди, и мы догоним. А Он нам: не оглядывайтесь, не бойтесь неизвестности, не плачьте о прошлом, еще слишком много работы впереди.

Свернуть

Слушая слова Закона, народ плакал; поняв его, пошел праздновать с великим веселием. Вот парадокс Библии для каждого, кто ее читает и пытается понять...

скрыть

Слушая слова Закона, народ плакал; поняв его, пошел праздновать с великим веселием. Вот парадокс Библии для каждого, кто ее читает и пытается понять...  Читать далее

Чтения за26 Января 2025

Библия для начинающих

По воскресным дням чтений нет

Трехлетний круг чтения Библии

По воскресным дням чтений нет

Библия за пять лет

По воскресным дням чтений нет

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).