Декалог, или Десятисловие, как еще называют Десять заповедей – один из центральных
документов библейского откровения. Декалог был центральным в Законе в ветхозаветную эпоху; не
потерял он своего значения и после заключения Нового завета. Кроме того, в течение трех с лишним
тысячелетий, прошедших с момента откровения Декалога, он оказал и продолжает оказывать
исключительное, ни с чем не сравнимое воздействие на культуру и цивилизацию. То, что современный
человек называет «общечеловеческими ценностями», в сущности, является нравственной составляющей
Декалога. Данные иудеям, заповеди Декалога без изменения входят в христианскую и исламскую
традицию.
Декалог, в отличие от остального Закона, возник в результате
непосредственного Откровения Божьего, данного Моисею на горе Синай. Приблизительно это событие
можно датировать 1250 годом до Р.Х. Согласно преданию, Бог Сам таинственным образом начертал
Десять заповедей на каменных досках (скрижалях), приготовленных Моисеем.
Содержание Декалога очевидным образом разделяется на две части: первая, включающая 1 – 4
заповеди, говорит об отношении человека к Богу и устроении духовной жизни людей; вторая,
включающая последние 6 заповедей, говорит о нравственном устроении жизни и отношений людей друг
с другом. Важнейшей особенностью Декалога является соединение этих двух разделов в единое целое.
Декалог придает обоим своим частям равное значение; тем самым нравственность становится формой
поклонения Богу, а не только принципами наилучшего устроения земной жизни. Одновременно только в
единстве религиозной и нравственной жизни человека последняя обретает твердые основания. Таким
образом, Декалог на все времена стал главным манифестом библейского этического
монотеизма.
Первые четыре заповеди говорят о ключевых аспектах почитания
Единого Бога, и наиболее важной среди них является первая заповедь. Она возвещает откровение о
Боге-Спасителе, Боге Живом, являющем Свою силу, властно вмешиваясь в ход истории. Упоминание о
конкретном спасительном действии (исходе из Египта), подобно упоминанию Понтия Пилата в
христианском Символе веры, подчеркивает реальность и конкретность действия Божьего в жизни
людей. Вместе с тем принципиально важно, что Декалог не говорит о Боге ничего, кроме упоминания
Его спасительного действия. Тайна Божественного бытия остается сокрытой; Декалог лишь
подчеркивает единственность Незримого Бога, Владыки неба и земли. Бог также являет Себя в этих
словах как Бог-Ревнитель, призывающий человека поклоняться только единственному истинному Богу.
Вторая заповедь запрещает изображать Незримое. Истинный Бог, превосходящий
все мыслимое и невместимый всей тварью, не может быть адекватно изображен никаким образом.
Изображения же любого иного объекта или субъекта в историческом контексте Десяти заповедей
неизбежно влекли людей к языческому идолопоклонству. Вторая заповедь запрещает не только
изображать что бы то ни было; важнейший ее смысл – запрет поклонения и служения чему-то, кроме
Единого Бога. Ничто в мире, кроме Самого Всемогущего, недостойно того, чтобы посвящать ему жизнь
человека. Текст второй заповеди содержит также слова о ревности Божьей, Его наказании и
благословении. Поскольку Сам Бог через пророка Иезекииля открывает людям, что каждый из нас
отвечает только за свои собственные грехи, смысл этих слов сводится к сопоставлению наказания
(до третьего – четвертого рода) и безмерного благословения (до тысячи родов). Несопоставимость
даруемой Богом жизни и греховной смерти также подчеркивается в ряде близких к Декалогу
текстов.
Третья заповедь требует благоговейного отношения к Богу и Его Имени,
тесно связанному с Его незримым присутствием. Эта заповедь нашла свое отражение также в молитве,
которую Господь Иисус Христос дал Своим ученикам («Да святится имя Твое). Кроме того, третья
заповедь также запрещает использовать Имя Творца для заклинаний и клятв. Лишь священный трепет
молитвы – достойный контекст для призывания Имени Божьего.
Четвертая заповедь
говорит об освящении времени земной жизни человека, требуя каждый седьмой день посвящать Богу.
Тем самым устанавливается недельный ритм не только трудовой, но, главное, и духовной жизни.
Такой ритм становится источником освящения всего времени. В Ветхом завете день, посвященный
Богу, получает название субботы; для христиан таким днем стал день Воскресения Христова. Суббота
становится знамением Завета, заключенного на Синае. Значение посвященного Богу дня становится со
временем столь велико, что со временем четвертая заповедь воспринимается как символ,
подразумевающий и все остальные заповеди Декалога.
Последние шесть заповедей
говорят об отношениях между людьми и нравственном устроении жизни перед лицом Божьим. При своей
кажущейся простоте они задают весьма высокую норму нравственности, исполнить которую
человечество не в силах до сих пор. Пятая заповедь требует от человека уважения к дару жизни,
полученной человеком от Бога через родителей; почтение к ним становится важным условием
обладания жизнью. Шестая заповедь подтверждает установленное еще в завете с Ноем суверенное
право Бога распоряжаться человеческой жизнью и запрещает убийство. Текст Декалога здесь
допускает как расширительное, так и узкоспециально понимание убийства; только Господь Иисус
Христос окончательно устанавливает абсолютный запрет не только на любое убийство, но и на
лежащие в его основе гнев и ненависть. Седьмая заповедь, требующая от человека верности в браке,
на фоне реалий древневосточной жизни выглядит труднодостижимым идеалом; и сегодня она нередко
воспринимается так же. Законы Моисея предполагают широкие послабления по сравнению с требованием
единобрачия в Декалоге, однако Господь Иисус Христос возвестил ученикам, что в этом была уступка
жестокосердию людей, а не воля Творца. Седьмая заповедь, запрещая прелюбодеяние, освящает брак
как таинственное соединение двух людей, происходящее перед лицом Божьим и имеющее вечное
содержание. Восьмая заповедь, устанавливающая принцип неприкосновенности имущества и запрещающая
воровство, также основана на уважении к дару жизни, который дает Бог. Эта жизнь поддерживается
материальными средствами, которые Бог дает каждому человеку по Своему усмотрению. Девятая
заповедь первоначально касалась лжи в суде и гражданских отношениях; впоследствии этот запрет
распространяется на все формы и проявления лжи. Наконец последняя, десятая заповедь требует от
человека смирения перед волей Творца, дающего каждому по Своему желанию. Зависть рассматривается
в Декалоге как противление этой воле Божьей, и потому запрещается.
Наиболее
сжатую формулировку заповедей Декалога дает Господь Иисус Христос, отвечая книжнику на вопрос о
наибольшей заповеди. «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь
единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением
твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего
твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет», говорит Господь. Смысл Декалога
сводится, таким образом, к поклонению Единому Богу и любви к ближнему.
В Своем
ответе книжнику Господь Иисус цитирует два тесно связанных с Декалогом отрывка: молитву «Слушай,
Израиль» и расширенное изложение нравственных требований закона в 19-й главе книги Левит. Оба
эти текста еще в ветхозаветную эпоху приобрели характер авторитетного толкования Десяти
заповедей. Еще один важнейший текст, фиксирующий древнее понимание Декалога, складывается в
эпоху Царств (он записан вряд ли ранее 10 в. и не позднее 7 в. до Р.Х.) – это слова 30-й главы
книги Второзакония. Господь говорит здесь о том, что данная Им заповедь (Декалог именуется в
данном случае заповедью в единственном числе, как единое выражение воли Творца) доступна для
познания и исполнения. Человеку надлежит сознательно сделать выбор между исполнением и
неисполнением Декалога, и это – выбор между жизнью и смертью. Исполнение заповедей названо здесь
добром и жизнью, неисполнение – злом и смертью. Этот текст полагает основу библейскому пониманию
жизни как единству с Богом и смерти как отделенности от Него. Существенно важно также, что Богу
небезразлично, каким будет выбор человека; Он призывает его избрать жизнь.
Позже, на рубеже 7–6 вв. до Р.Х., Господь через пророка Иеремию вновь подчеркивает, что смысл
Завета не в исполнении набора отдельных «самостоятельных» заповедей, но в послушании ясно
выраженной воли Творца. Именно это, а не пышный культ или обильные жертвоприношения нужны Богу,
и именно в этом суть Завета. Эта истина повторяется через пророков многократно; наиболее важны
здесь слова пророка Осии (сер. 8 в. до Р.Х.) «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более,
нежели всесожжений» (Ос. 6:6) и слова пророка Михея
«О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо,
любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8).
Окончательную полноту заповедей открывает в
Нагорной проповеди Господь Иисус Христос, призывая людей быть совершенными, как совершен Сам
Небесный Отец.
6 Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. |
8 О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. |
1 И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря: |
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. |
3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. |
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого
рода,
ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. |
7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. |
8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, 10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. |
12 Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. |
13 Не убивай. |
14 Не прелюбодействуй. |
15 Не кради. |
16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. |
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ничего, что у ближнего твоего. |
22 В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею. 23 И (Моисей) сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите
сегодня,
а что останется, отложите и сберегите до утра. 24 И отложили то до утра, как повелел (им) Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. 25 И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; 26 шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота: не будет его в
этот день
. 27
Но некоторые
из народа вышли в седьмой день собирать — и не нашли. 28 И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? 29 смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя (в доме своем), никто не выходи от места своего в седьмой день. 30 И покоился народ в седьмой день. |
12 И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. 13 И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию, 14 а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним. |
15 И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, 16 и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день (Господь) воззвал к Моисею из среды облака. 17 Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. 18 Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей. |
12 И сказал Господь Моисею, говоря: 13 скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; 14 и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; 15 шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; 16 и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; 17 это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился. |
18 И когда (Бог) перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим. |
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. 3 Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш. 4 Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш. |
5 Когда будете приносить Господу жертву мирную, то приносите ее, чтобы приобрести себе благоволение: 6 в день жертвоприношения вашего и на другой день должно есть ее, а оставшееся к третьему дню должно сжечь на огне; 7 если же кто станет есть ее на третий день, это гнусно, это не будет благоприятно; 8 кто станет есть ее, тот понесет на себе грех, ибо он осквернил святыню Господню, и истребится душа та из народа своего. |
9 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, 10 и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш. |
11 Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. 12 Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь (Бог ваш). |
13 Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. 14 Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся (Господа) Бога твоего. Я Господь (Бог ваш). |
15 Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего. 16 Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь (Бог ваш). |
17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. 18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь (Бог ваш). |
19 Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами
семян;
в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся. |
20 Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная: 21 пусть приведет он Господу ко входу скинии собрания жертву повинности, овна в жертву повинности своей; 22 и очистит его священник овном повинности пред Господом от греха, которым он согрешил, и прощен будет ему грех, которым он согрешил. |
23 Когда придете в землю, (которую Господь Бог даст вам,) и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их; 24 а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних; 25 в пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все произведения его. Я Господь, Бог ваш. |
26 Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. 27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. 28 Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш). |
29 Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом. 30 Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь. |
31 Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш. |
32 Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего. Я Господь (Бог ваш). |
33 Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: 34 пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш. |
35 Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: 36 да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской. 37 Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их. Я Господь (Бог ваш). |
1 И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их. 2 Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве; 3 не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами,
которые
здесь сегодня все живы. 4 Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня; 5 я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили на гору. Он
тогда
сказал: |
6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. |
7 Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. |
8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. 9 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 10 и творящий милость до тысячи
родов
любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. |
11 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь (Бог твой) без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно. |
12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; 13 шесть дней работай и делай всякие дела твои, 14 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай (в оный) никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя (и осел твой,) как и ты; 15 и помни, что (ты) был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний (и свято хранить его). |
16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. |
17 Не убивай. |
18 Не прелюбодействуй. |
19 Не кради. |
20 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. |
21 Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ни всего, что есть у ближнего твоего. |
22 Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака (и бури) громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне. |
1 Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали (так) в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею; 2 дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые (сегодня) заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои. 3 Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, (что Он даст тебе) землю, где течет молоко и мед. (Сии суть постановления и законы, которые заповедал Господь Бог сынам Израилевым в пустыне, по исшествии их из земли Египетской.) |
4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; 5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. 6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей); 7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; 8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, 9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих. |
10 Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, 11 и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными
из камня,
которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться, 12 тогда берегись, чтобы (не обольстилось сердце твое и) не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. 13 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему (одному) служи, (и к Нему прилепись,) и Его именем клянись. 14 Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; 15 ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли. |
16 Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе. 17 Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе; 18 и делай справедливое и доброе пред очами Господа (Бога твоего), дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим, 19 и чтобы Он прогнал всех врагов твоих от лица твоего, как говорил Господь. |
12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, 13 чтобы соблюдал заповеди Господа (Бога твоего) и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо. |
11 Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; 12 она не на небе, чтобы можно
было
говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" 13 и не за морем она, чтобы можно
было
говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" 14 но весьма близко к тебе слово сие:
оно
в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его. |
15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. 16 (Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,) которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по (всем) путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею; 17 если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, 18 то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, (которую Господь Бог дает тебе,) для овладения которою ты переходишь Иордан. 19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, 20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь (Бог) с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им. |
22 ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве; 23 но такую заповедь дал им: "слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо". |
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. |
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "ракá", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. |
27 Вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй". 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. |
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. |
33 Еще слышали вы, что сказано древним: "не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37 Но да будет слово ваше: "да, да"; "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого. |
38 Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. |
43 Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. |
1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. 2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. 3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? 4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? 5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? 6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; 7 если бы вы знали, что значит: "милости хочу, а не жертвы", то не осудили бы невиновных, 8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. |
9 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. 10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? 11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? 12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. 13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. |
28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? 29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: "слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею": вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя". Иной большей сих заповеди нет. |
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||