Болезнь
Смерть и Б. пришли в мир через грех (Gen 2:17; Rom 5:12), и поэтому ими распоряжается сатана (Job 2:7; Luk 13:16; Heb 2:14). Однако и Бог наказывает человека Б. за его непослушание (Deu 28:21.22.35.58-61). Но причины конкретных страданий или Б. не следует сводить к определ. грехам (Joh 9:2.3; Joh 11:4). Значит. часть книги Иова посвящена изложению распростр., но весьма поверхностных взглядов на Б. и на ее причины. Наряду с общими выражениями, такими как "болезнь", "мор", "немощь", "недуг" (Deu 28:58-61; Jer 28:8; Psa 102:3; Мф 4:23 и след.; Mar 5:29), в Библии встречаются термины, более или менее точно обозначающие различные заболевания.
БЕЗУМИЕ. Из описания "притворного безумия" Давида можно понять, какие именно признаки считались важнейшими симптомами этой Б.: Давид изменил "лице свое", т.е. выражение лица, "чертил на дверях и пускал слюну по бороде своей" (1 Цар 21:13 и след.; Psa 33:1). Человек, симулирующий помешательство, охарактеризован в Pro 26:18 как "бросающий огонь, стрелы и смерть". Иначе проявлялось безумие Навуходоносора, к-рое постигло его как Божье наказание и к-рое довело его до состояния животного (Dan 4). "Железные узы", о к-рых упоминается в Dan 4:12.20, возм., указывают на припадки буйства. Во Deu 28:28 сумасшествие названо среди обещанных Божьих кар. В Deu 28:30.31-34 описано разрушение человеч. духа в результате длительных страданий от несправедливости и насилия, от осознания собств. беспомощности: "И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои". Безумие, вызванное бесовскими силами, см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ.
ВОДЯНАЯ БОЛЕЗНЬ. Упомянутая в Luk 14:2 "водяная болезнь" - это скопление жидкости в тканях (отек) или в брюшной полости, что является симптомом заболевания других органов: сердца, печени, легких или почек. Неясно, была ли Б. ног царя Асы (Ch2 16:12) водяной Б.
ГЛУХОТА (Mat 11:5; Luk 7:22) во многих случаях является следствием воспаления уха; она может быть врожденной или иметь причины, связанные с возрастными изменениями в организме человека. Глухота отрицат. сказывается на способности человека говорить и может привести к немоте (Mar 7:32-37). -> Глухота, глухой.
ГНИЛЬ (гной) образуется в результате попадания в организм гноеродных микробов. Они проникают через поврежденную кожу или слизистые оболочки. В результате даже небольшие ранки могут превратиться в глубокие, медленно заживающие раны (Psa 37:6; Pro 12:4; Pro 14:30). В Act 12:23 говорится, что Ирод был изъеден ЧЕРВЯМИ. Однако трудно сказать с определенностью, о каком именно заболевании идет речь.
ГОРЯЧКА может быть проявлением многих заболеваний, но в Библии это слово нередко используется как самостоят. обозначение Б. О каком конкретно заболевании идет речь, в большинстве случаев сказать сложно (Lev 26:16; Deu 28:22; Joh 4:52). Выражение "сильная горячка" (Лк 4:38 и след.), возм., следует отнести к привычному для греч. медицины делению на "тяжелое" и "легкое" заболевания горячкой. Форма мн.ч. слова "горячка" в греч. тексте Act 28:8, возм., указывает на многократные приступы этой болезни.
ДИЗЕНТЕРИЯ. Б., к-рой страдал отец Публия на Мальте (Act 28:8), вероятно, представляла собой амебную дизентерию - тропич. заболевание, распростр. в странах Средиземноморья. Дизентерия может давать осложнения, в частности, вызывать абсцесс печени, сопровождаемый высокой температурой, к-рая вообще для дизентерии не характерна. Полагают, что "болезнь внутренностей", к-рой страдал царь Иорам (Ch2 21:15.18-20), также была дизентерией. При этом, возм., дело дошло до выпадения "внутренностей его ... и он умер в жестоких страданиях".
ЖЕЛУДОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Павел советует Тимофею (Ti1 5:23) по причине слабого желудка пить не только воду, но и "немного вина".
ИСТЕЧЕНИЕ - это гнойные выделения из мужского мочеиспускат. канала (Lev 15:1-15). При этом речь может идти о воспалении мочеиспускат. канала (уретрит) или о венерич. заболевании (гонорея). Такие больные считались нечистыми, и по выздоров-лении они должны были принести жертву очищения. В отношении изоляции таких больных действовали те же правила, что и для больных проказой. Проказа и истечение часто упоминаются в одном контексте (Lev 22:4; Num 5:2; Sa2 3:29). См. также КРОВОТЕЧЕНИЕ.
КОРОСТА - общее обозначение Б., симптомами к-рых являются разного рода высыпания на коже (Lev 13:6-8 - в Синод. пер. - "лишаи"); прежде всего это сыпи, образующие корку "на голове и на бороде" (Lev 13:30.31-37; Lev 14:54 - в Синод. пер. - "паршивость"; Deu 28:27). См. также ЧЕСОТКА, ПРОКАЗА.
КРОВОТЕЧЕНИЕ - месячные кровотечения у женщин (Lev 15:19) и кровотечения после родов (Lev 12:7), во время к-рых женщина считалась нечистой. Продолжит. патологич. кровотечения в то время плохо поддавались лечению (Lev 15:25; Мк 5:25 и след.).
ЛИШАИ - см. выше, КОРОСТА.
ЛУНАТИЗМ (СОМНАМБУЛИЗМ) - расстройство сознания; в Mat 17:15 (ср. Mar 9:18) его причиной названа одержимость бесами (см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ). В Mat 4:24 лунатики названы в одном ряду с бесноватыми. Название Б. говорит о том, что, по-видимому, ее причиной считали влияние фаз Луны.
МОРОВАЯ ЯЗВА: а) инфекц. заболевание, к-рое имеет характер эпидемии и к-рое в Библии часто упоминается в качестве Божьего наказания (Lev 26:25; Deu 28:21; Sa2 24:13). Можно предположить, что во многих случаях речь идет об известных формах ЧУМЫ - бубонной и легочной; впрочем, это могли быть и другие заболевания: клинич. признаков этой Б. в Библии нет. Часто суд Божий провозвещается как меч, голод и моровая язва (Jer 14:12; Jer 21:9; Jer 24:10; Eze 6:11; Eze 12:16): именно в такой последовательности эти бедствия следуют одно за другим во время войн. В ВЗ говорится о высокой смертности во время эпидемий (Num 16:49; Num 25:9); б) "язвой" в Библии может быть названо и посланное Богом наказание (Deu 28:59; Hab 3:5), тогда это слово обозначает даже нечто большее, чем моровая язва, - не только Б. и эпидемии, но и прочие бедствия (Rev 9:18.20; Rev 15:1.6; Rev 16:9.21).
НАРОСТЫ. Упоминаемые в Sa1 5:6.9.12; 1 Цар 6:4 и след. "наросты" нередко истолковываются комментаторами как геморрой. Но, возм., здесь говорится об оспе или чумных бубонах.
НАРЫВЫ - см. ниже, ЯЗВЫ.
НЕДОСТАТОК. Это слово подразумевает физич. недостатки, а также нек-рые Б. Священникам, к-рые страдали такими болезнями или имели какой-либо физич. изъян, не позволялось приносить жертвы и входить в святилище, но не запрещалось есть от святынь (Lev 21:17-23). К такого рода недостаткам относили слепоту, хромоту, уродство лица или конечностей (что могло быть вызвано, напр., неправильно сросшимся переломом), горбатость, карликовый рост, кожные Б., а также повреждение половых органов (см. Deu 23:1).
НЕМОТА. Отсутствие способности говорить могло быть вызвано глухотой, так, как об этом говорится в Mar 7:32-37. В остальных случаях, когда в НЗ упоминаются немые, один из к-рых к тому же был и слепым (Mat 12:22), речь идет не о патолог. изменениях: Б. имела бесовские причины (см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ) (Мф 9:32 и след.; Мф 15:30 и след.; Mar 9:17.25; Luk 11:14).
ОДЕРЖИМОСТЬ напоминает другие физич. и душевные недуги, но, согл. НЗ, она всегда бывает бесовского происхождения. Поэтому ее нельзя причислить к собственно Б. (-> Одержимость). Ср. Mat 10:8, где очищение прокаженных, воскрешение мертвых и изгнание бесовских духов отделены от исцеления прочих заболеваний. См. выше, ЛУНАТИЗМ (СОМНАМБУЛИЗМ).
ОЖОГ = ожоговая рана (Lev 13:24-28). В Ti1 4:2 присутствует намек на клеймо, к-рым метили рабов или преступников.
ПАРШИВОСТЬ. Какое именно кожное заболевание названо в ВЗ этим термином, установить невозможно (Lev 21:20; Lev 22:22 - паршивость у животных). См. выше, КОРОСТА.
ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ. Перевязка, а возм., и наложение шин на "сокрушенную мышцу" упоминается в Eze 30:21. Но предписания из Lev 21:19 (см. выше, НЕДОСТАТОК) позволяют предположить, что переломы нередко плохо сращивались, и это вело к уродству конечностей. Илий умер от перелома шейного позвонка (Sa1 4:18). Перебивая голени при распятии, приближали момент смерти (Joh 19:31).
ПЛЕШИВОСТЬ. О простом выпадении волос, а также о таком, при к-ром "на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно", признак проказы, упоминается в Lev 13:40-43. В Isa 3:17, где говорится: "Оголит Господь темя дочерей Сиона...", речь идет либо о том, что Бог в наказание пошлет какое-то заболевание, от к-рого выпадут волосы, либо об угрозе пленения (известно, что пленных иногда остригали наголо). -> Плешивый, лысый.
ПОВРЕЖДЕНИЕ, ВРЕД - общее обозначение телесных повреждений (Exo 21:22.23; Lev 24:19; Dan 6:23).
ПРОКАЗА:
1) в Lev 13:1 содержатся подробные предписания, к-рых необходимо придерживаться при установлении диагноза этого заболевания. Чтобы отличить проказу от других кожных заболеваний, необходимо наблюдать за больным в течение 7 (Lev 13:21.26) - 14 дней (Lev 13:4-6.31-34). Подозрения на заболевание проказой возникают при появлении опухоли, сыпи или белых пятен на коже. Проказа может развиться из нарывов или ожогов. Иногда она может сразу поразить все тело больного (Num 12:10; Ki2 5:27);
2) симптомы проказы: пятно на теле кажется "углубленным в кожу" (Lev 13:3.20.25.30), волосы на теле становятся белыми (Lev 13:3.10.20.25), на голове и бороде они истончаются и приобретают золотисто-желтый оттенок. Если пораженными оказываются большие участки кожи, то это верный признак проказы: в этом случае нет необходимости наблюдать за цветом волос. Иногда на пораженных местах проступает "живое мясо" (Lev 13:10.14-34), но эта рана, однако, может затянуться. Цвет сыпи при проказе может быть белым или красновато-белым (Lev 13:10.16.17.19.24.42-59); когда сыпью покрывались большие участки тела или всё тело, то говорили, что человек покрылся проказой "как снегом" (Exo 4:6; Num 12:10; Ki2 5:27; ср. Lev 13:13). Точных данных о количестве заболевших проказой в Библии нет; иногда сообщается, что прокаженных было "много" (Luk 4:27). В Sa2 3:29; Ki2 5:27 говорится, что проказа может быть наследств. Б. (по воле Бога). Нигде, однако, не сказано о более серьезном, угрожающем жизни прогнозе этой Б. В Lev 13:46; Lev 14:3 утверждается, что от проказы можно излечиться (Lev 13:46; Lev 14:3), однако сведений об оказании врачебной помощи таким больным нет. Подробно рассказано лишь о внезапном выздоровлении Мариами по молитве Моисея (Num 12:13), а также - других больных по слову Елисея (Ki2 5:14), Иисуса (Mat 8:3) или Его учеников (Mat 10:8). Нигде в Библии не говорится о боязни здоровых людей заразиться от больных. Прокаженный военачальник Нееман остается на службе, общается со своей семьей, имеет доступ к царю и разъезжает с большой свитой (Ki2 5:1.3-27). Больной, у к-рого сыпь покрыла все тело, после объявления его чистым считался здоровым (Lev 13:13);
3) стремление израильтян во что бы то ни стало избежать проказы объяснялось тем, что прокаженный на все время Б. считался нечистым в культовом отношении и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в богослужении. Хронич. заболевание становится огромным несчастьем для больного. Изоляция прокаженного от общества имела не мед., а религ. причину (считалось, что нечистота передается через прикосновение, см. Lev 15:4-12). Заболевших не допускали в стан (Lev 13:46; Num 5:2; Num 12:14); позднее они жили за гор. воротами (Ki2 7:3). Прокаженный царь жил в отдельном доме (Ki2 15:5). Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни (Lev 22:4); при других заболеваниях, даже если они делали священника "негодным" для служения, это не запрещалось (Lev 21:20-22). Прокаженный должен был носить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым "до уст" и при появлении людей кричать: "Нечист! нечист!" (Lev 13:45). Из текста Лк 17:12 и след. видно, что прокаженные отваживаются заговорить с Иисусом лишь издали. В нек-рых случаях проказа является Божьим наказанием (Num 12:1; Deu 24:8.9; Ki2 5:27; Ch2 26:19-21) или призывается в качестве такового на ч.-л. голову (Sa2 3:29). Излечение от проказы рассматривалось как очищение (Ki2 5:10.14; Mat 10:8; Mar 1:40-42; Luk 4:27; Luk 7:22; Luk 17:12.14.17). Исцелившийся должен был показаться священнику и принести особую жертву (Lev 14:1-32; Mar 1:44);
4) в согласии с библейским текстом Иосиф Флавий описывает проказу как не очень тяжелую кожную болезнь; он замечает, что прокаженные язычники никоим образом не исключались из общества, они вполне могли занимать важные гос. посты (И.Флавий. Иуд древности, III,11,4);
5) отождествление проказы (о к-рой говорится в Библии) с известной ныне под этим названием лепрой (к-рая сопровождается параличами и язвами, вызывающими уродство конечностей, а также приводящими к обезображиванию лица, поражению желудка, рта и гортани) издавна ставилось под сомнение (см. Lit. bei Kittel, ThWNT. IV, S. 240 A3). Известно, правда, что течение болезни через столетия может меняться; ученые предполагают также, что библ. понятие проказы могло включать и другие заболевания, к-рые ныне рассматрив. как самостоятельные и к к-рым могла принадлежать лепра. С др. стороны, в нек-рых случаях под проказой в Библии подразумевается псориаз (Psoriasis vulgaris). Греч. слово лепра, к-рое в Септуагинте и в НЗ было переведено как "проказа", в греч. медицине означало прежде всего псориаз, симптомы к-рого во многом совпадают с симптомами проказы. При псориазе на теле больного появляются красноватые пятна, покрытые белыми чешуйками (ср. Lev 13:19); эти пятна быстро, подобно проказе, покрывают все тело (Num 12:10; Ki2 5:27; Ch2 26:19), но чаще, увеличиваясь, медленно срастаются (что, впрочем, может произойти в результате появления новых пятен; Lev 13:8.22.27). В случае, когда высыпания поражают все тело больного, ученые говорят об эритродермии. Б. носит ярко выраж. хронич. характер (Ki2 15:5). Первые проявления заболевания обычно бывают внезапными и ярко выраженными (Num 12:10; Ki2 5:27; Ch2 26:19); иногда Б. провоцируется повреждением кожи или ее раздражением (Lev 13:18.24). О причинах заболевания ничего не известно; угрозы заражения не существует. Однако нередко заболевание может проявиться у нескольких членов семьи, что указывает на ее наследственный характер (Ki2 5:27; Sa2 3:29); он, однако, проявляется не всегда. Среди заболевших преобладают мужчины (женщина упоминается только в Num 12). Псориаз может поразить любое место на коже, в т.ч. и волосяной покров головы, однако волосы при этом не выпадают (Lev 13:3.20). Псориаз не распространяется на слизистую оболочку. Даже при активном течении болезни человек, за редкими исключениями, остается практически здоровым;
6) наряду с проказой - болезнью людей - подробно рассматривается и "проказа", появляющаяся на одежде и стенах домов (Lev 13:47-59; Lev 14:33-53) и делающая их нечистыми. Вероятно, в данных случаях под проказой подразумеваются пятна плесени, вызванные сыростью. -> Дом (IV,1).
ПЯТНА (Lev 14:55) - это светлые образования на коже человека, признак начинающейся проказы (Lev 13:2.19.38), рубцы от зажившего нарыва, а также неопасные для здоровья изменения на коже (Lev 13:4.38.39).
РАК. В Ti2 2:17 под раком подразумевается гнилостная гангрена. Нередко гангрену не удавалось остановить даже ампутацией конечностей.
РАНЫ - механич. повреждения тканей с нарушением целостности кожного покрова. О ранах в ВЗ часто говорится как в прямом смысле (Exo 21:25; Ki2 9:15; Isa 53:5; Luk 10:34), так и в метафорич. (Psa 37:6; Isa 1:6; Isa 30:26; Jer 15:18; Jer 30:12; Hos 5:13). Ранами называли и рубцы от побоев (Isa 1:6), в т.ч. следы от избиения прутьями, палками и бичами (Act 16:33).
РАССЛАБЛЕННОСТЬ - см. ниже, ХРОМОТА.
СЕРДЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Описание заболевания в 1 Цар 25:37 и след. может указывать на инфаркт. -> Сердце.
СКОРЧЕННОСТЬ. В Luk 13:11 говорится о "скорченной" женщине, к-рая 18 лет не могла распрямиться. Очевидно, это было следствием болезни позвоночника.
СЛЕПОТА. Нарушение зрения может быть вызвано ярким солнечным светом и антисанитарией, вызывающими воспалительные процессы глаз. И то и другое было характерно для Ближнего Востока, поэтому неудивительно, что там повсеместно можно было видеть слепых нищих (Mat 9:27; Mat 20:30; Mat 21:14; Joh 5:3), среди к-рых встречались и слепые от рождения люди (Joh 9:1). Частичная или полная слепота может быть и следствием старости (Gen 27:1; Sa1 4:15; Ki1 14:4); в ВЗ особо выделяются люди, у к-рых острота зрения сохранялась до старости (Deu 34:7). Нередки были случаи преднамер. ослепления военнопленных (Jdg 16:21; Sa1 11:2; Ki2 25:7). В Деян 9:8 и след.; Act 13:11 говорится о временной слепоте как о Божьем наказании. В Библии нередко используется метафорич. образ бредущих ощупью слепых, участь к-рых горька (Deu 28:29; Ис 59:9 и след.; Lam 4:14; Zep 1:17). Слепые нуждаются в поводырях (Mat 15:14; Joh 21:18; Act 13:11; Rom 2:19); закон особо защищает их (Lev 19:14; Deu 27:18). -> Слепота, слепой.
СУХОРУКОСТЬ. В основе евр. и греч. слов, к-рые в Синод. пер. переданы как "сухорукость", лежит представление о высыхании, окостенении конечностей. У Иеровоама, к-рый не мог "поворотить" рукой (Ki1 13:4-6), вероятно, наступил временный паралич. Слово "цепенеет", использованное при описании эпилептич. припадка в Mar 9:18, может означать судорожные сокращения всех мышц тела. Полный паралич может привести к атрофии мышц (Zec 11:17; Mat 12:10). В Joh 5:3 под "иссохшими", вероятно, подразумеваются люди с парализов. конечностями.
ТЕПЛОВОЙ (СОЛНЕЧНЫЙ) УДАР - болезненное состояние, вызванное длительным перегреванием организма, в частн. воздействием прямых солнечных лучей на непокрытую голову. Тепловой (солнечный) удар упоминается в Psa 120:6. Первые признаки этого заболевания - вялость, общая слабость, головокружение, головная боль, тошнота; в тяжелых случаях - потеря сознания и судороги. Отсутствие медицинской помощи может стать причиной смерти.
УВЕЧЬЕ. Увечными считались люди, к-рые в результате заболевания, несчастного случая или врожденных физич. недостатков лишились возможности свободно владеть своими конечностями (Mat 15:30.31; Luk 14:13.21) или потеряли руку или ногу (Mat 18:8; Mar 9:43). Они не могли исполнять служение священника (см. выше, - НЕДОСТАТОК).
ХРОМОТА, РАССЛАБЛЕННОСТЬ - физич. недостаток, к-рый явился следствием Б. или несчастного случая (Sa2 4:4); хромые передвигаются неуверенно, с трудом (Heb 12:13) и обычно нуждаются в посторонней помощи (Job 29:15). Причиной хромоты может быть частичный паралич ног (в Библии такие больные называются "расслабленными"), иногда к хромоте может привести ревматизм суставов. Врожденная патология может полностью лишить человека возможности ходить (Act 3:2; Act 14:8). В Библии слепые и хромые часто упоминаются вместе (Sa2 5:6; Jer 31:8; Mat 21:14). В НЗ нередко сообщается об исцелении расслабленных (Mat 4:24; Mar 2:3-12; Act 8:7; Act 9:33).
ЧАХЛОСТЬ, т.е. истощение - заболевание, следствием к-рого является резкая потеря веса и общий упадок сил. Возм., в Lev 26:16; Deu 28:22; Isa 10:16 под чахлостью подразумевается чахотка (туберкулез).
ЧЕСОТКА - заразная Б., вызываемая чесоточным клещом; ее основным субъективным признаком является интенсивный зуд. Заболевание, названное чесоткой в Lev 21:20 (в Синод. пер. - "короста") и Deu 28:27, - одна из кожных Б., однако точно определить, о каком именно заболевании идет речь, невозможно.
ЯЗВЫ, НАРЫВЫ. На Ближнем Востоке больные с гноящимися ранами - явление нередкое. Но сведения, к-рые можно почерпнуть из Библии, не позволяют точно сказать, какое именно заболевание имело место в тех или иных случаях. "Воспаление с нарывами" (Exo 9:9-11) - это нарывы, к-рые, вскрываясь, образуют язвы. Эта же болезнь, видимо, подразумевается под "проказой Египетской" (Deu 28:27), в то время как "злая проказа на коленях и голенях... от подошвы ноги... до самого темени" напоминает заболевание Иова - "проказу лютую от подошвы ноги... по самое темя" (Job 2:7). В обоих случаях комментаторы предполагали проказу в совр. понимании этого слова (т.е. лепру), что, однако, маловероятно, по крайней мере, в случае с Иовом. То же евр. слово, что и во всех назв. местах, употреблено в Lev 13:18.20.23 (где говорится о появлении проказы на заживающей язве) и в рассказе о Езекии (Ki2 20:7; Isa 38:21), где, возм., речь идет о фурункуле. Соотв. греч. слово (Luk 16:20 - в Синод. пер. - "струпья"; Rev 16:2 - в Синод. пер. - "гнойные раны") означает гнойные язвы. См. выше, - МОРОВАЯ ЯЗВА.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||