Дом, строительство дома
I: 1) прочное жилище, не предназнач. для переноса с места на место; признак оседлости. Во время странствования по пустыне и позднее, народ Израиля жил в -> шатрах (Num 16:26; Jdg 4:17; Jer 35:7); иногда убежищем служили пещеры (Jdg 6:2; Jdg 15:8; Sa1 13:6);
2) точное представление о Д. израильтян могут дать только раскопки. Во II тысячел. до Р.Х. Д. имели четырехугольную форму, причем вход в Д. располагался с поперечной стороны. Первонач. Д. имели лишь одно помещение. Если появлялись другие постройки, то они располагались вокруг внутр. двора, где помещались печь для выпечки хлеба и емкость для хранения воды (Sa2 17:18 - в Синод. пер. - "колодезь"). Жизнь израил. семьи даже в сезон дождей в основном проходила под открытым небом, Д. же использовали только для сна. Д. состоял из двух частей: в более низкой содержали овец и коз, а в более высокой жили люди. На границе между двумя уровнями, рядом со ступенями, находились каменные ясли для волов и ослов (Isa 1:3). Фундамент Д. клали из камня; поскольку при археол. раскопках зачастую не удается определить место, где находился вход, можно сделать вывод, что порог был относит. высоким. На каменном цоколе возводились стены из необожженного кирпича, в них делались проемы для окон и дверей. На плоской крыше, огороженной перилами (Deu 22:8) и снабженной внутр. и внешней, иногда винтовыми, лестницами (Ch2 9:11; Ki1 6:8), располагалась горница (Jdg 3:23; Ki1 17:19; Dan 6:10; Act 1:13). Довольно толстые кирпичные стены княжеских Д. позднего бронзового века указывают на то, что вторые этажи таких Д. состояли уже из полноценных помещений, как правило, отсутствовавших в Д. простых израильтян. О подвалах мало что известно. О помещениях для ванны и туалета -> купание;
3) когда Давид и Соломон привлекли на свои великие стройки чужеземных строителей (Sa2 5:11; Ki1 5:18), это сказалось и на качестве отделки обычных строений - она стала более тщательной, однако планировка строений не измениллась. В архитектуре здания, обнаруженного при раскопках в Иерихоне (постройка VIII в. до Р.Х.), ощущается влияние архитектуры Арама (Сирии) и Финикии. Стены здесь были укреплены опорными столбами. Отклонения от обычного плана постройки обнаруживаются, напр., в найденных при раскопках в Самарии зданиях, служивших складами для хранения припасов. В Сихеме, Телль-эн-Насбе (Мицпе) и Телль-Джемме (Гераре) обнаружены Д., состоящие из трех смежных продольных помещений, к к-рым примыкало еще одно помещение, располож. поперек по всей ширине строения;
4) в перс.-греч. период, в сравнении с железным веком, мало что изменилось. Форма Д. остается в основном той же, но сами Д. становятся меньшими. Та же форма Д. сохраняется и в эллинист.-рим. эпоху. Новое проявляется лишь в строит. элементах и деталях отделки: в использовании колонн, штукатурке стен, росписи и мозаике на полу. К рим. периоду относится и появление сводчатых кровель.
II:
1) при сооружении более крупных зданий наряду с кирпичами применяли тесаный камень (Isa 9:10); при строит-ве храма использовали также мрамор (Ch1 29:2). Иногда на каменной ограде надстраивали бревенчатую стену (Ki1 7:12). Однако дорогостоящие сорта древесины - кедр, кипарис, масличное или сандаловое дерево и др. - при строит-ве обычных Д. не использовались, здесь, как правило, применялась сикомора (Ki1 10:27; Isa 9:10), из к-рой делали кровельные перекрытия. Кровля таких Д. была плоской, слегка наклонной для стока дождевой воды. Промежутки между кровельными балками заполнялись хворостом. Сверху клали слой глины, к-рый, вероятно, приходилось часто подновлять , т.к. при появлении трещин в них прорастала трава (Ki2 19:26). Как и крыша, пол делался из утрамбов. глины, позднее появились каменные и мозаичные полы. -> Известь служила строит. раствором и побелочным материалом. Стены также обмазывали гипсом (Isa 33:12 - в Синод. пер. - "горящая известь") (Lev 14:42);
2) деревянные, чаще всего низкие, двери (или ворота) (Pro 17:19) запирались на ночь на деревянный замок деревянным ключом, но были известны и железные засовы (Psa 106:16). Двери Д. открывали на стук. Греч. слово круо указывает на то, что в дверь стучали каким-то предметом, предположит. - кольцом (Luk 12:36; Act 12:13). Роль петель для дверных створок выполняли каменные упоры, в к-рых дверь крепилась с помощью двух шипов. Нижний шип вращался в отверстии камня, имевшего назначение дверного упора, верхний удерживался в таком же упоре с помощью крепления. В храме и во дворцах двери были двустворчатыми, обитыми железом. На косяк входной двери, по обычаю, наносили мазки кровью пасхального агнца (Exo 12:7), сюда, согл. предписанию, содержащемуся во Deu 6:9, прикрепляли и коробочки с полосками пергамента, на к-рых были начертаны стихи Deu 6:4-9; Deu 11:13-21 (-> Хранилище);
3) в бедных Д., по крайней мере в нижнем этаже, окна зачастую отсутствовали (см. Luk 15:8). В период бронзового и железного веков в домах делали окна размером приблизит. 50 х 50 см, но оконных рам при раскопках обнаружено не было. Есть свидет-ва об имевшихся на окнах решетках (Jdg 5:28; Pro 7:6; Sol 2:9). Окно можно было закрыть досками или деревянными ставнями (Ki2 13:17). Поскольку через окна в Д. могли проникнуть воры (Joe 2:9; ср. Jer 9:21), то их часто делали очень высоко (Sa1 19:12). То же относится и к Д., располож. у гор. стены или встроенным в нее; через окна таких Д. беглецы могли спуститься только по веревке (Jos 2:15; Co2 11:32). Окна, описанные в Ki2 9:30; Jer 22:14, по-видимому, относились к особому виду. Судя по егип. изображениям, здесь, вероятно, подразумеваются выступы наподобие балконов, с к-рых царь обращался к народу.
III. Внутр. убранство Д. было простым, поскольку большая часть жизни семьи проходила вне помещения. Д. прежде всего предназначался для сна. Он же служил местом хранения одежды, к-рую развешивали на крючках или складывали в деревянные ящики, здесь также хранили съестные припасы, помещая их в кувшины. В бедных Д. обитатели лежали и сидели на циновках, разлож. на полу. При раскопках были обнаружены каменные и деревянные скамьи, стоявшие у стен. В Ki2 4:10 перечислены предметы мебели и утварь - кровать ("постель"), стол, стул ("седалище") и светильник. В кухне или другом месте, отведенном для приготовления пищи, помещались печь, в к-рой выпекали хлеб, ручная мельница, здесь же находились кувшины с маслом, мукой и водой (Ki1 17:12; Joh 2:6), сосуды и кухонные принадлежности, посуда для еды и питья. Чем богаче был Д., тем дороже и разнообразнее в нем были мебель и утварь; верхом роскоши считалось украшать кровати инкрустацией из -> слоновой кости (Amo 6:4; ср. Ki1 22:39), а также застилать их разноцветными егип. тканями (Pro 7:16).
IV:
1) Д. упоминаются и в законе о "язве проказы" (Lev 14:33-53). Можно предположить, что речь здесь идет о домовом грибке или плесени. Если пятна распространялись, то сначала их устраняли, заменяя штукатурку и пораженные камни на новые. Если же пятна появлялись вновь, то Д. считался "покрытым проказой" и подлежал сносу. При этом обломки и строит. мусор надо было вынести за пределы города;
2) существовали особые предписания по продаже Д. и сдаче в залог. Сельские, не огороженные стеной Д. передавались по наследству и в случае их отчуждения подлежали возврату первоначал. владельцу самое позднее в -> юбилейный год (Lev 25:31). Но Д. в городе можно было выкупать только в течение года, в противном случае он переходил в собственность нового владельца. В этом случае недвижимость могли приобретать и -> пришельцы. Исключение составляли Д. в городах левитов, к-рые тоже считались наследств. собственностью.
V:
1) в метафорич. значении Д. означает семейный быт, семейство, род (Gen 45:2; Sa1 3:14 и проч.) или объединенных верой домочадцев (Act 11:14; Act 16:15; Ti2 1:16; Ti2 4:19) во главе с отцом как "домашним священником";
2) а) Д. Божий во всеобъемлющем значении - это Его народ (Num 12:7; Heb 3:2.5) и христ. Церковь (Ti1 3:15; Pe1 4:17; Heb 3:3-6 и др.), к-рая названа также храмом Божьим (Co1 3:16; Co1 6:19). Ее учителя названы домостроителями (Co1 4:1); б) в более узком смысле под Д. Божьим подразумевается земное святилище (Gen 28:17.19; Psa 83:11; Mat 23:38; Mar 2:26), к-рое Иисус называет также Д. Своего Отца (Joh 2:16) и Д. молитвы (Mat 21:13; Mar 11:17); в) Д. Отца могут быть и небеса (Joh 14:2); Д. (жилище) на небесах (Co2 5:1) означает воскресшее тело. -> Строительство, строить.
VI. "Дом храбрых" - название здания в Иерусалиме (Neh 3:16; ср. 2 Цар 23:8 и след.), где размещался главный пост стражи вблизи цар. крепости. -> Дворец -> Крепость.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||