Купание
В жарком климате Ближнего Востока К. было необходимостью. Из Ex 2:5; Ex 7:15; Ex 8:20 можно заключить, что во времена Моисея при дворе фараона было принято купаться в Ниле. Согл. же Геродоту, егип. жрецы должны были совершать омовение четыре раза в день (Hist, II,27). При раскопках в егип. дворцах были обнаружены комнаты для К., в к-рых мылись сидя. Для слива воды сооружалась сточная система. Ванные комнаты имелись и во дворцах вавилонян и ассирийцев. При раскопках в Эшнуне, в одном из дворцов периода аккад. династии (-> Вавилония), было обнаружено семь туалетных и пять ванных комнат. В каждой туалетной стоял большой кувшин для воды с глиняным черпаком. В Ассирии тоже были известны ванны. Найденная в Самарии ванна для ног (ср. Ps 59:10) принадлежит к 900-600 гг. до Р.Х. В ВЗ часто говорится о К. и омовении, совершаемом под струей воды (Lv 15:13) или в реке (2R 5:10.12). После долгого путешествия обычно смывали пыль с ног (Gn 18:4; Gn 19:2; Gn 24:32; Gn 43:24). В домах знати омовения совершались во внутр. дворе (2S 11:2.4). Люди омывались перед торжеств. событиями (Rt 3:3; Ez 23:40) и по окончании траура (2S 12:20). Согл. Jb 9:30; Jr 2:22, для омовения применялись талая вода, щелок и мыло. Важное значение придавалось К. во время отправления службы в скинии и храме (Исх 40:12 и след.; Lv 8:6; Lv 16:4.24), а также совершавшемуся во исполнение закона об обрядовой чистоте (Lv 14:8; Lv 15:5; Lv 17:15; Чис 19:7 и след.). Во дворе святилища находился медный умывальник для священников (Ex 30:17-21). Все это является напоминанием о том, что лишь чистые душой могут приблизиться к Господу и что, в то же время, телесная нечистоплотность является в Библии символом греха. В НЗ также часто идет речь о К. или омовении (Мк 7:3 и след.; Jn 13:10; Ac 9:37), причем говорится об омовении ног и упоминается о применявшихся для этого умывальницах (Lc 7:44; Jn 13:5; 1Tm 5:10). Общие купальни с просторными залами и колоннами, как, напр., -> Вифезда (Jn 5:2) и -> Силоам, куда Иисус послал омыться слепого (Jn 9:7), были построены, очевидно, по образцу греч. и рим. бань. Упоминания о горячих целебных источниках Тивериады и Гадары, находившихся вблизи Геннисаретского озера, и источника Каллироя, находившегося вост. Мертвого моря, встречаются, начиная с римских времен. В источнике Каллироя тщетно пытался найти исцеление смертельно больной Ирод Великий. -> Омовение.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||