Дети, сыновья, младенцы, чада
I. Словами "дети" или "сыновья" в Библии обозначены не только прямые потомки человека, но также его внуки и правнуки, т.е. последующие поколения. Там, где эти слова употреблены в метафорич. значении, они указывают либо на состояние беспомощности и зависимости, неведения и незрелости (Matteo 18:3; Corinzi 1 14:20; Pietro 1 2:2), либо подразумевают людей, определяемых по к.-л. характерному свойству или по их отношению к ч.-л., как, напр., "чада света" или "сыны века сего" (Luca 16:8; Efesini 5:8), "сын смерти" (Samuele 2 12:5 - в Синод. пер. - "достоин смерти"), "сын геенны" (Matteo 23:15), "сыны лукавого" (Matteo 13:38).
II. Многочисл. потомство означало радость и счастье, оно считалось Божьим благословением (Deuteronomio 28:4; Giobbe 5:25; Salmi 126:3; Пс 127:3 и след.; Proverbi 17:6). В бездетном браке видели Божье наказание (Genesi 30:23; 1 Цар 1:6 и след.; Isaia 47:9).
III. Израил. матери долго вскармливали младенцев грудью (Быт 21:7 и след.) и отлучали их от груди только в два-три года (Samuele 1 1:23; Maccabei 2 7:27; ср. -> Грудь (3) -> Кормилица). Имя ребенку часто давала мать (Genesi 4:1.25; Genesi 29:32-35; Genesi 38:4; Giudici 13:24; Samuele 1 1:20; Isaia 7:14 - МТ; в Синод. пер. - "нарекут ему имя"), но иногда это делал и отец (Genesi 4:26; Быт 5:28 и след.; Genesi 21:3; Genesi 35:18; Genesi 38:3; Genesi 41:51; Esodo 2:22; Samuele 2 12:24 - МТ; в Синод. пер. - "нарекла ему имя"). В новозаветный период имя мальчику давали при -> обрезании, на восьмой день после -> рождения (Luca 1:59; Luca 2:21). Первенец, как все -> первородное, посвящался Господу; его полагалось принести в святилище и выкупить за пять сиклей серебра (Чис 18:15 и след.).
IV: 1) в первые годы жизни мальчики и девочки росли вместе, под присмотром матери (Proverbi 6:20; Proverbi 31:1; Timoteo 2 1:5). Позднее -> воспитание мальчика брал на себя отец; в богатых семьях были воспитатели (Re 2 10:1; Isaia 49:23). Закон обязывал отца рассказывать Д. о деяниях и слове Господа (Втор 4:9 и след.; Втор 6:6 и след.,20-25), поскольку начало всякой мудрости - страх Господень (Притч 1:7 и след.). Во время пасхальной трапезы глава семьи рассказывал Д. о том, как Бог спас Свой народ (Исх 12:26 и след.);
2) Д. считались собственностью отца, он имел право даже продавать их в рабство, правда, только израильтянам (Esodo 21:7). Чаще в Библии речь идет о Д., обращенных в рабство заимодавцем за долги их отца (Re 2 4:1; Neemia 5:5; Isaia 50:1). Отец решал, за кого выдать замуж дочерей, нередко он же решал и вопрос о женитьбе сыновей (-> Брак). Если Д. совершали тяжкие преступления, отец имел право наказывать их смертью (Genesi 38:24; Deuteronomio 21:18-21), однако, во избежание произвола, право вынесения окончат. приговора оставалось за старейшинами города. С др. стороны, отцу запрещалось при распределении наследства отдавать первенство сыну любимой жены в ущерб первенцу, рожденному от нелюбимой (Deuteronomio 21:15-17). Закон многократно заповедует Д. почитать родителей (Esodo 20:12; Levitico 19:3; Deuteronomio 5:16; ср. Притч 1:8 и след.; Proverbi 13:1). Злословящий отца или мать проклят Богом, и его следует предать смерти, как и того, кто ударит отца или мать (Esodo 21:15.17; Levitico 20:9; Deuteronomio 27:16; Proverbi 20:20; Matteo 15:4).
V. НЗ не отменил ветхозаветную заповедь, но обращался одноврем. и к Д., и к родителям (Efesini 6:1-4; Кол 3:20 и след.); слова Иисуса устанавливают известный предел привязанности Д. к родителям, указывая на приоритет непосредств. подчинения Д. Богу и Его воле (Marco 3:33-35; Luca 9:59-62; Luca 14:26).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||