Иосиф
[евр. Йосеф, "Он (Бог) прибавит (еще детей)"].
I: 1) а) одиннадцатый сын Иакова и первенец от Рахили (Gen 30:22-24). Из сопоставления Gen 30:25 и Gen 31:41 становится очевидным, что И. родился прим. за шесть лет до бегства Иакова из Харрана, т.е. когда Иаков еще находился в услужении у Лавана. Отец любил И. больше других своих сыновей, т.к. он родился, когда Иаков был уже в преклонном возрасте (Gen 37:3). Иаков сшил И. дорогую одежду, предположит. - длинную рубаху (-> Одежда); употребленное здесь евр. слово встречается также в Sa2 13:18.19; б) в судьбе И. проявился Божий промысел. Бог возвысил его, предварит. заставив пройти через тяжелые испытания. Через И. исполнился божеств. замысел сохранить Израиль и увести его народ в Египет, чтобы там, в уединении Гесема, вдали от искушений Ханаана, израильтяне сплотились и стали великим народом. Этот народ должен был истребить хананеев, прегрешения к-рых заслуживали жесточайшей кары, и унаследовать обетованную землю. И. отчасти понимал суть этого замысла (Gen 50:20) и даже на смертном одре верил в Божье обетование (Heb 11:22). Текст Psa 104:16-22 проливает свет на божеств. промысел в отношении И.: испытания были призваны укрепить его. Прежде он часто сообщал отцу "худые слухи" о своих братьях (Gen 37:2), с гордыней рассказывал о своих снах. Предпочтение, к-рое отец отдавал И., пробудило в его братьях зависть (Gen 37:4.8.11), и они в Сихеме замыслили убить его. Желая спасти юношу, один из братьев, Рувим, отговорил остальных от кровопролития, и они ограничились тем, что бросили И. в пересохший ров. По совету другого брата, Иуды, И. был продан за двадцать сребренников купцам, шедшим с караваном в Египет; те взяли И. с собой в Египет и там перепродали его Потифару, царедворцу фараона и начальнику телохранителей. Вернувшись домой, братья показали Иакову одежду И., к-рую предварит. испачкали кровью козла, сказав, что нашли ее в таком виде. Иаков долго оплакивал И., считая, что его любимого сына растерзал хищник (Gen 37); в) при каком именно фараоне И. оказался в Египте, неизвестно. Исходя из того, что израильтяне оставались в Египте 430, а не 215 лет (-> Летосчисление, IV,2-4), можно предположить, что И. пришел в Египет в период между XIX и XVII в. до Р.Х.; известно только, что он появился там на 20 лет раньше Иакова. Часто эти события связывают с т.наз. Вторым переходным периодом (-> Египет) и со временем правления гиксосов (ок. 1786-1540 гг. до Р.Х.). От того, правильна ранняя или поздняя датировка исхода, зависит и точное определение времени, в к-рое И. находился в Египте. Библ. сведения о пребывании И. в Египте вполне соответствуют данным, получ. в результате археол. раскопок и из других источников, касающихся жизни древнего Египта; г) вначале жизнь И. в Египте складывалась удачно; он добился расположения своего хозяина, к-рый сделал его управляющим над домом и всем своим имуществом. Отвергнув домогательства жены Потифара, И. по ее ложному обвинению был брошен в темницу. Но Бог вновь поддержал И., и начальник тюрьмы сделал его надсмотрщиком над заключенными (Gen 39). Иосиф истолковал сны виночерпия и стольника фараона, и сказанное им исполнилось. И. оставался в заточении два года, пока о нем не вспомнили, когда фараону приснились сны о коровах и колосьях и никто не мог их разгадать. И. привели к фараону, и он истолковал сны так: за семью годами изобилия в стране настанут семь лет голода, поэтому фараону следует найти разумного человека, к-рый бы за семь урожайных лет собрал и сохранил пятую часть урожая как запас на голодные годы. Совет так понравился фараону, что он назначил И. сборщиком этих запасов. Одежда узника сменилась дорогой полотняной одеждой, подаренной фараоном. На шею И. возложили золотую цепь, а на палец надели цар. перстень. Подарив И. одну из своих колесниц, фараон повелел, чтобы перед едущим провозглашали: "Преклоняйтесь!" Фараон поставил 30-летнего И. начальником "над всею землею Египетскою", дав имя Цафнаф-панеах, означающее, вероятно, "спаситель жизни" или "Бог говорит: он живет". Женой Иосифа стала Асенефа, дочь жреца Потифера из города Она, или Илиополя; она родила ему двух сыновей. Предсказание И. сбылось, и после семи лет изобилия настал голод (Gen 41); д) в гл. 42 рассказывается о первом путешествии сыновей Иакова в Египет за хлебом; своего младшего сына Вениамина Иаков, опасаясь за его жизнь, оставил дома. При встрече И. сразу узнал своих братьев, они же его не узнали. И. объявил братьев соглядатаями и на три дня заключил их под стражу. Затем, оставив у себя Симеона, он позволил остальным вернуться домой, но велел им привести к нему младшего брата. И. приказал "наполнить мешки их хлебом" и туда же тайно положить деньги за зерно. Когда братья, вернувшись домой, рассказали все отцу, Иаков никак не хотел отпускать Вениамина. Но голод заставил сыновей Иакова совершить второе путешествие. Иуда поручился за жизнь Вениамина, и тогда отец согласился отпустить его. Когда братья пришли к И., он освободил Симеона и приказал накормить их. Затем он велел подложить в мешок Вениамина свою серебряную чашу, чтобы затем задержать его, обвинив в воровстве. Лишь после того как Иуда вызвался стать рабом вместо Вениамина, И. открылся братьям (Gen 43:1 - Gen 45:15). Он передал им и отцу приглашение фараона прийти в Египет вместе с семьями. Предложение было принято, и семья Иакова поселилась "в земле Раамсес" (Gen 47:11), "в земле Гесем"; е) И. предпринял ряд жестких мер, направленных на укрепление власти фараона. В обмен на зерно он потребовал, чтобы египтяне отдали фараону свой скот, а затем и землю; за разрешение пользоваться землей они должны были отдавать фараону пятую часть урожая. Только жрецы сохранили свои земли; ж) Иаков назвал сыновей И., Манассию и Ефрема, своими сыновьями, так что после этого род И. разделился на два колена (Gen 48:1-6). При этом Иаков поставил Ефрема выше Манассии, хотя Манассия был старше. Иаков даровал И. в отдельную собственность участок земли, к-рый он "взял из рук Аморреев". Когда Иаков умер, И. приказал набальзамировать его тело и похоронить в Ханаане. Он также заверил своих братьев, что не собирается мстить им за "все зло", к-рое они ему причинили (Gen 50:21). И. прожил 110 лет, застав "детей у Ефрема до третьего рода" и сыновей Манассии. Перед смертью И. предсказал, что Бог выведет израильтян из Египта, и заклял сынов Израиля (т.е., видимо, всех потомков Иакова), чтобы они при исходе взяли с собой его кости (Gen 50:25; ср. Exo 13:19). Они так и сделали, похоронив останки И. возле Сихема (Jos 24:32);
2) колено И. -> Ефрем -> Манассия;
3) отец Игала, израильтянина из колена Иссахара, посланного Моисеем на разведку в Ханаан (Num 13:8);
4) руководитель первой чреды певцов во времена Давида (Ch1 25:2.9);
5) глава священнич. рода Шевании, живший во времена первосвященника Иоакима (Neh 12:14);
6) израильтянин, взявший в жены язычницу (Ezr 10:42);
7-8) двое предков Иисуса Христа (Luk 3:24.30);
9) муж -> Марии, матери Иисуса. Из обеих родословных Иисуса Христа (-> Родословие) родословной И. принято считать список, приводимый в Mat 1:1-16. Более о происхождении И. ничего неизвестно. Кроме евангельских повествований о рождении и детстве Иисуса И. больше нигде не упоминается (в последний раз - в Luk 2:41-51). Это позволяет предположить, что И. умер молодым. Он был плотником (Mat 13:55) и, вероятно, научил этому ремеслу Иисуса;
10) один из братьев Иисуса носил имя И. (в Синод. пер. - Иосий); помимо него названы Иаков, Симон и Иуда (Mat 13:55). В Mar 6:3 это имя приводится в его галилейской форме - Йосе [греч. Иосес, в Синод. пер. - Иосия];
11) сын -> Марии (4) и брат Иакова (Mat 27:56, в Синод. пер. - Иосия). В Mar 15:40 это имя приводится в его галилейской форме Йосе [греч. Иосес, в Синод. пер. - Иосия];
12) И. Аримафейский, член синедриона. Он был праведным человеком, ожидавшим Царства Божиего, тайным учеником Иисуса Христа, не принимавшим участия в суде над Ним. И. похоронил распятого Иисуса в гробнице, которую приготовил для себя (Mat 27:57-60; Mar 15:43-46; Luk 23:50-53; Joh 19:38-42);
13) первонач. имя -> Варнавы
II. [греч. Иосех, ср. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана]. Один из предков Иисуса Христа (Luk 3:26).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||