Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Одежда

I. НАТЕЛЬНЫМ БЕЛЬЕМ служила рубаха из шерсти или льна (Лев 13:47), доходившая до колен и в более поздние времена изготовлявшаяся из виссона, особо тонкого льняного полотна (Иез 16:13). Дома, во время работы или отдыха, такая рубаха нередко была единств. предметом О. При этом человек, одетый лишь в нижнее белье, рассматривался как обнаженный (-> Нагой) (2 Цар 6:20; Ин 21:7). На ассир. рисунках можно видеть пленных иудеев в подобной О. Иногда поверх нижней рубахи иудеи носили вторую, более длинную, которая доставала до щиколоток (1 Цар 2:19; 1 Цар 24:5; Иов 1:20). Обе рубахи или только одну, нижнюю, схватывали поясом, на к-ром носили меч (1 Цар 25:13), а реже, скрытно, более короткое оружие (Суд 3:16; 2 Цар 20:8). В поясах хранили деньги (Мф 10:9); писец прикреплял к нему свои письм. принадлежности (Иез 9:2). В пазухе перепоясанной О., как в кармане, носили различные предметы (-> Пазуха). Пояса были льняные (Иер 13:1) или кожаные (4 Цар 1:8), иногда их богато украшали (Дан 10:5). По-видимому, дома их не надевали; но, собираясь в дорогу, ими обязательно подпоясывались, поскольку неподпоясанные длинные и широкие О. затрудняли движение (4 Цар 9:1; Иер 1:17; Ин 21:7; Деян 12:8); перепоясанные чресла стали символом готовности к служению (1 Петр 1:13; ср. Ис 5:27). Подпоясывались также, готовясь к работе (Лк 17:8).

II. Поверх нижней О. носили ПЛАЩ, к-рым бедные люди, напр. пастухи, укрывались ночью. Поэтому плащ нельзя было брать в качестве залога (Исх 22:25). В Мф 5:40, по-видимому, содержится намек на то, что ко времени Иисуса эту заповедь пытались обойти, требуя в залог рубаху, нижнюю О. Плащ представлял собой прочный кусок материи, квадратный по форме; он был достаточно велик, что позволяло носить в его полах всевозможные предметы (Исх 12:34; 4 Цар 4:39; Агг 2:12). Во время работы и в остальных случаях, когда требовалась свобода движений, плащи снимали (Мф 24:18; Деян 7:58; Деян 12:8). По углам плаща прикрепляли кисти (Числ 15:38; Втор 22:12), к-рые должны были напоминать о заповедях Божьих. Именно эти кисти подразумеваются в Синод. пер. под "воскрилиями" (Мф 23:5) и под "краем одежды" (Лк 8:44).

III. Голову, вероятно, покрывали ПЛАТКОМ, к-рый был сложен треугольником и завязывался на голове с помощью шнура. На ногах носили кожаные сандалии, к-рые привязывали ремнями. Люди, соблюдавшие траур, а также бедняки и пленные ходили босыми (2 Цар 15:30; Ис 20:2; Иез 24:17). -> Обувь.

IV. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА была похожа на МУЖСКУЮ, но все же имела нек-рые отличия, что объясняется запретом носить платье, предназначавшееся для лиц другого пола (Втор 22:5). Одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей; верхняя одежда имела рукава до запястий. Женщины также носили пояса и плащи (Руф 3:15). Головным убором им служили покрывало или головной платок, зачастую низко опускающийся на лицо (Быт 24:65; Быт 38:14.19; Иер 2:32; Иез 16:10). В Иез 16:10 упоминается женская обувь из тонкой кожи ("сафьянные сандалии"). Изготовление О. было женским делом (1 Цар 2:19; Деян 9:39). Большое количество О. служило поводом для гордости (Притч 31:21.24).

V: 1) ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА отличалось от повседневной О. (Быт 45:22; Суд 14:12; 4 Цар 5:5). О. знати и цар. семейства отделывали вышивкой и золотыми украшениями, на ее изготовление шли дорогие ткани: багряница, пурпур и шёлк (Суд 5:30; 2 Цар 1:24; Пс 44:14; Иез 16:10.13; Лк 16:19). Обычно это были ткани, привезенные из других стран (Ис Нав 7:21; Суд 8:26; Иез 23:6; Иез 27:24; Соф 1:8). Облачение в дорогие О. играло свою роль при вступлении в должность (Быт 41:42; Ис 22:21) и при публичном чествовании (Есф 6:7-9; ср. Лк 15:22);
2) ТОРЖЕСТВЕННЫЕ (Зах 3:4), или БЕЛЫЕ, ОДЕЖДЫ (Откр 3:4; Откр 6:11; Откр 7:9.13; ср. Екк 9:8) становятся символом прощения грехов и обретенного спасения (-> Одевать, облекать. В нек-рых местах Свящ. Писания говорится об "облечении в правду" (Иов 29:14) и о "ризах спасения" (Ис 61:10). БРАЧНАЯ ОДЕЖДА, вероятно, была одеянием, к-рое приглашенные на свадьбу получали от устраивающего свадебный пир. Пребывание на таком пиру в собств. одежде или отказ от брачного одеяния считались тяжелым оскорблением и делали невозможным участие в празднестве (Мф 22:11-13).

VI. Ношение ВЛАСЯНИЦЫ (т.е. О. из овчины или верблюжьей шерсти) с кожаным поясом было отличит. признаком пророка (4 Цар 1:8; Зах 13:4; Мф 3:4; ср. Мф 7:15). -> Священник -> Первосвященник.

VII. Прокаженные должны были носить РАЗОДРАННУЮ ОДЕЖДУ, что делало их заметными издали (Лев 13:45). Наряду с этим раздирание О. имело особый смысл. Таким способом выражались скорбь (Лев 10:6; Ис Нав 7:6; 2 Цар 1:11; Есф 4:1; Иов 1:20) и раскаяние (3 Цар 21:27; Есф 9:3; ср. Иоил 2:13), отвращение и ужас, особенно перед фактом богохульства (Числ 14:6; Иер 36:24; Мф 26:65; Деян 14:14). Относит. отрясания О. (Деян 18:6) (-> Нога, VI -> Лен -> Ремесло.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).