Нога
I. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
1) как и слово "рука", слово "Н." встречается в образных выражениях. Идя по жизненному пути, Н. "колеблется" (Ps 120:3), "пошатывается" (Ps 72:2), "претыкается о камень" (Ps 90:12), "стоит на камне" (Ps 39:3) или "на пространном месте" (Ps 30:9); для Н. "расставляют сети" (Jér 18:22; Lam 1:13), их "ставят в колоду" (Job 13:27);
2) -> обувь была одним из отличит. признаков знатных людей. В притче о блудном сыне отец приказывает рабам дать вернувшемуся сыну "обувь на ноги". Это символизирует возвращение сыну сыновних прав (Lc 15:22). Как пр. Исаия, сняв сандалии, ходил "нагой и босой", так и царь ассирийский вел "пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии ... нагими и босыми", чтобы унизить их (Is 20:2-4). Обувь снимали также в знак смирения и благоговения в присутствии Бога (Ex 3:5; Jos 5:15);
3) омовение ног гостя было выражением почтения к нему (Gen 18:4; Jug 19:21; 1 Sam 25:41; Cant 5:3; Jn 13:4-14; 1Tim 5:10). Иногда в знак такого почтения Н. мазали миром (Lc 7:46; Jn 12:3). Во время траура Н. не мыли (2Sam 19:24). Если Н. окунали в масло или жир, это означало достаток и благополучие (Deut 33:24; ср. Job 29:6);
4) в подтверждение своей победы завоеватели наступали на "выи" поверженных врагов (Jos 10:24), клали их к "подножию ног своих" (Ps 109:1) - обе эти сцены запечатлены на ассир. и егип. барельефах - или "сокрушали их под ногами своими" (Lam 3:34; Rom 16:20; ср. Is 51:23). Тот, кто властвует, "покоряет все под ноги свои" (Ps 8:7; 1Cor 15:27). Выражение "попирать ногами" означает выказывать полнейшее пренебрежение к кому-либо (Jn 13:18; Hébr 10:29);
5) упасть к ч.-л. Н. означало проявить смирение (Is 60:14; Apoc 3:9), благоговение (Act 10:25; Apoc 19:10; Apoc 22:8-9), обратиться с просьбой (1 Sam 25:24; Mc 5:22; Mc 7:25). Молитвенное, благоговейное обращение к к.-л. могло сопровождаться обхватыванием Н. (2Rois 4:27; Mt 28:9), целованием Н. (-> Поцелуй), что, однако, могло означать и особую благодарность и смирение (Lc 7:38.45). Положенные к ч.-л. Н. дары полностью переходили в распоряжение человека, принимавшего их (Mt 15:30; Act 4:35; Act 5:2). Ученики, как правило, располагались на полу у Н. своего учителя, к-рый сидел на возвышении (Deut 33:3; Lc 10:39; Act 22:3; ср. также Lc 8:35);
6) в Библии говорится о топанье Н., выражающем радость (Ez 25:6) и гнев (Ez 6:11), а также о "говорении ногами" (Prov 6:13). Стряхивание с Н. праха, т.е. пыли, осевшей во время ходьбы (см. Lc 10:11; Act 18:6), символизирует прекращение всякого дальнейшего общения с тем, кто проклят за свои поступки (Mt 10:14; Act 13:51);
7) наконец, слово "Н." употребляется в эвфемистических выражениях. Так, в Ex 4:25 и Is 7:20 под "ногами" подразумеваются интимные части тела, а в Is 6:2, очевидно, - тазобедренная область (ср. с установлениями о поведении перед лицом Бога, Ex 20:26; 1Rois 19:13).
II. ОМОВЕНИЕ НОГ:
1) об омовении Н. в повседневной жизни -> Купание (ср. 1Tim 5:10);
2) ветхозаветные священники, прежде чем войти в скинию, должны были омыть в -> умывальнике (2) Н. и руки (Ex 30:18-21), что символизировало очищение от грехов перед каждым богослужением;
3) во время Тайной Вечери Иисус омыл Н. Своим ученикам (Jn 13:3-20); этому акту предшествовал спор учеников о том, кто из них выше (Lc 22:24-27). Тем самым Иисус явил зримое свидет-во Своей любви к ученикам и указал на то, что место каждого из Его последователей определяется в служении. В ответ на просьбу Петра умыть "не только ноги ... но и руки и голову", Иисус говорит: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты..." (Jn 13:8-10). Как священники в ВЗ совершали полное омовение тела один раз перед своим посвящением (Ex 29:4; Lév 8:6), а перед ежедневным богослужением в скинии омывали лишь ноги и руки (Ex 40:31), так и христианину, однажды прошедшему через "баню возрождения" (Jn 3:5; Tite 3:5; Hébr 10:10), в будущем необходимо лишь очищение от повседневной нечистоты снаружи и от греха изнутри (2Pi 1:9; 1Jean 1:7-10; 1Jean 3:3-5). Иисус Христос не может иметь общение с человеком, запятнанным грехом, но Он может и хочет его очистить. Это желание выражено в требовании Иисуса к ученикам "умывать ноги друг другу" так же, как Он, "Господь и Учитель, умыл ноги" им (Jn 13:14.15). Требование делать другим то же, что делал Иисус, касается также пастырского служения.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||