Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Нога

I. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
1) как и слово "рука", слово "Н." встречается в образных выражениях. Идя по жизненному пути, Н. "колеблется" (Пс 120:3), "пошатывается" (Пс 72:2), "претыкается о камень" (Пс 90:12), "стоит на камне" (Пс 39:3) или "на пространном месте" (Пс 30:9); для Н. "расставляют сети" (Иер 18:22; Плач 1:13), их "ставят в колоду" (Иов 13:27);
2) -> обувь была одним из отличит. признаков знатных людей. В притче о блудном сыне отец приказывает рабам дать вернувшемуся сыну "обувь на ноги". Это символизирует возвращение сыну сыновних прав (Лк 15:22). Как пр. Исаия, сняв сандалии, ходил "нагой и босой", так и царь ассирийский вел "пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии ... нагими и босыми", чтобы унизить их (Ис 20:2-4). Обувь снимали также в знак смирения и благоговения в присутствии Бога (Исх 3:5; Ис Нав 5:15);
3) омовение ног гостя было выражением почтения к нему (Быт 18:4; Суд 19:21; 1 Цар 25:41; Песн 5:3; Ин 13:4-14; 1 Тим 5:10). Иногда в знак такого почтения Н. мазали миром (Лк 7:46; Ин 12:3). Во время траура Н. не мыли (2 Цар 19:24). Если Н. окунали в масло или жир, это означало достаток и благополучие (Втор 33:24; ср. Иов 29:6);
4) в подтверждение своей победы завоеватели наступали на "выи" поверженных врагов (Ис Нав 10:24), клали их к "подножию ног своих" (Пс 109:1) - обе эти сцены запечатлены на ассир. и егип. барельефах - или "сокрушали их под ногами своими" (Плач 3:34; Рим 16:20; ср. Ис 51:23). Тот, кто властвует, "покоряет все под ноги свои" (Пс 8:7; 1 Кор 15:27). Выражение "попирать ногами" означает выказывать полнейшее пренебрежение к кому-либо (Ин 13:18; Евр 10:29);
5) упасть к ч.-л. Н. означало проявить смирение (Ис 60:14; Откр 3:9), благоговение (Деян 10:25; Откр 19:10; Откр 22:8-9), обратиться с просьбой (1 Цар 25:24; Мк 5:22; Мк 7:25). Молитвенное, благоговейное обращение к к.-л. могло сопровождаться обхватыванием Н. (4 Цар 4:27; Мф 28:9), целованием Н. (-> Поцелуй), что, однако, могло означать и особую благодарность и смирение (Лк 7:38.45). Положенные к ч.-л. Н. дары полностью переходили в распоряжение человека, принимавшего их (Мф 15:30; Деян 4:35; Деян 5:2). Ученики, как правило, располагались на полу у Н. своего учителя, к-рый сидел на возвышении (Втор 33:3; Лк 10:39; Деян 22:3; ср. также Лк 8:35);
6) в Библии говорится о топанье Н., выражающем радость (Иез 25:6) и гнев (Иез 6:11), а также о "говорении ногами" (Притч 6:13). Стряхивание с Н. праха, т.е. пыли, осевшей во время ходьбы (см. Лк 10:11; Деян 18:6), символизирует прекращение всякого дальнейшего общения с тем, кто проклят за свои поступки (Мф 10:14; Деян 13:51);
7) наконец, слово "Н." употребляется в эвфемистических выражениях. Так, в Исх 4:25 и Ис 7:20 под "ногами" подразумеваются интимные части тела, а в Ис 6:2, очевидно, - тазобедренная область (ср. с установлениями о поведении перед лицом Бога, Исх 20:26; 3 Цар 19:13).

II. ОМОВЕНИЕ НОГ:
1) об омовении Н. в повседневной жизни -> Купание (ср. 1 Тим 5:10);
2) ветхозаветные священники, прежде чем войти в скинию, должны были омыть в -> умывальнике (2) Н. и руки (Исх 30:18-21), что символизировало очищение от грехов перед каждым богослужением;
3) во время Тайной Вечери Иисус омыл Н. Своим ученикам (Ин 13:3-20); этому акту предшествовал спор учеников о том, кто из них выше (Лк 22:24-27). Тем самым Иисус явил зримое свидет-во Своей любви к ученикам и указал на то, что место каждого из Его последователей определяется в служении. В ответ на просьбу Петра умыть "не только ноги ... но и руки и голову", Иисус говорит: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты..." (Ин 13:8-10). Как священники в ВЗ совершали полное омовение тела один раз перед своим посвящением (Исх 29:4; Лев 8:6), а перед ежедневным богослужением в скинии омывали лишь ноги и руки (Исх 40:31), так и христианину, однажды прошедшему через "баню возрождения" (Ин 3:5; Тит 3:5; Евр 10:10), в будущем необходимо лишь очищение от повседневной нечистоты снаружи и от греха изнутри (2 Петр 1:9; 1 Ин 1:7-10; 1 Ин 3:3-5). Иисус Христос не может иметь общение с человеком, запятнанным грехом, но Он может и хочет его очистить. Это желание выражено в требовании Иисуса к ученикам "умывать ноги друг другу" так же, как Он, "Господь и Учитель, умыл ноги" им (Ин 13:14.15). Требование делать другим то же, что делал Иисус, касается также пастырского служения.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).