Нога
I. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
1) как и слово "рука", слово "Н." встречается в образных выражениях. Идя по жизненному пути, Н. "колеблется" (Пс 120:3), "пошатывается" (Пс 72:2), "претыкается о камень" (Пс 90:12), "стоит на камне" (Пс 39:3) или "на пространном месте" (Пс 30:9); для Н. "расставляют сети" (Иер 18:22; Плач 1:13), их "ставят в колоду" (Иов 13:27);
2) -> обувь была одним из отличит. признаков знатных людей. В притче о блудном сыне отец приказывает рабам дать вернувшемуся сыну "обувь на ноги". Это символизирует возвращение сыну сыновних прав (Лк 15:22). Как пр. Исаия, сняв сандалии, ходил "нагой и босой", так и царь ассирийский вел "пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии ... нагими и босыми", чтобы унизить их (Ис 20:2-4). Обувь снимали также в знак смирения и благоговения в присутствии Бога (Исх 3:5; Ис Нав 5:15);
3) омовение ног гостя было выражением почтения к нему (Быт 18:4; Суд 19:21; 1 Цар 25:41; Песн 5:3; Ин 13:4-14; 1 Тим 5:10). Иногда в знак такого почтения Н. мазали миром (Лк 7:46; Ин 12:3). Во время траура Н. не мыли (2 Цар 19:24). Если Н. окунали в масло или жир, это означало достаток и благополучие (Втор 33:24; ср. Иов 29:6);
4) в подтверждение своей победы завоеватели наступали на "выи" поверженных врагов (Ис Нав 10:24), клали их к "подножию ног своих" (Пс 109:1) - обе эти сцены запечатлены на ассир. и егип. барельефах - или "сокрушали их под ногами своими" (Плач 3:34; Рим 16:20; ср. Ис 51:23). Тот, кто властвует, "покоряет все под ноги свои" (Пс 8:7; 1 Кор 15:27). Выражение "попирать ногами" означает выказывать полнейшее пренебрежение к кому-либо (Ин 13:18; Евр 10:29);
5) упасть к ч.-л. Н. означало проявить смирение (Ис 60:14; Откр 3:9), благоговение (Деян 10:25; Откр 19:10; Откр 22:8-9), обратиться с просьбой (1 Цар 25:24; Мк 5:22; Мк 7:25). Молитвенное, благоговейное обращение к к.-л. могло сопровождаться обхватыванием Н. (4 Цар 4:27; Мф 28:9), целованием Н. (-> Поцелуй), что, однако, могло означать и особую благодарность и смирение (Лк 7:38.45). Положенные к ч.-л. Н. дары полностью переходили в распоряжение человека, принимавшего их (Мф 15:30; Деян 4:35; Деян 5:2). Ученики, как правило, располагались на полу у Н. своего учителя, к-рый сидел на возвышении (Втор 33:3; Лк 10:39; Деян 22:3; ср. также Лк 8:35);
6) в Библии говорится о топанье Н., выражающем радость (Иез 25:6) и гнев (Иез 6:11), а также о "говорении ногами" (Притч 6:13). Стряхивание с Н. праха, т.е. пыли, осевшей во время ходьбы (см. Лк 10:11; Деян 18:6), символизирует прекращение всякого дальнейшего общения с тем, кто проклят за свои поступки (Мф 10:14; Деян 13:51);
7) наконец, слово "Н." употребляется в эвфемистических выражениях. Так, в Исх 4:25 и Ис 7:20 под "ногами" подразумеваются интимные части тела, а в Ис 6:2, очевидно, - тазобедренная область (ср. с установлениями о поведении перед лицом Бога, Исх 20:26; 3 Цар 19:13).
II. ОМОВЕНИЕ НОГ:
1) об омовении Н. в повседневной жизни -> Купание (ср. 1 Тим 5:10);
2) ветхозаветные священники, прежде чем войти в скинию, должны были омыть в -> умывальнике (2) Н. и руки (Исх 30:18-21), что символизировало очищение от грехов перед каждым богослужением;
3) во время Тайной Вечери Иисус омыл Н. Своим ученикам (Ин 13:3-20); этому акту предшествовал спор учеников о том, кто из них выше (Лк 22:24-27). Тем самым Иисус явил зримое свидет-во Своей любви к ученикам и указал на то, что место каждого из Его последователей определяется в служении. В ответ на просьбу Петра умыть "не только ноги ... но и руки и голову", Иисус говорит: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты..." (Ин 13:8-10). Как священники в ВЗ совершали полное омовение тела один раз перед своим посвящением (Исх 29:4; Лев 8:6), а перед ежедневным богослужением в скинии омывали лишь ноги и руки (Исх 40:31), так и христианину, однажды прошедшему через "баню возрождения" (Ин 3:5; Тит 3:5; Евр 10:10), в будущем необходимо лишь очищение от повседневной нечистоты снаружи и от греха изнутри (2 Петр 1:9; 1 Ин 1:7-10; 1 Ин 3:3-5). Иисус Христос не может иметь общение с человеком, запятнанным грехом, но Он может и хочет его очистить. Это желание выражено в требовании Иисуса к ученикам "умывать ноги друг другу" так же, как Он, "Господь и Учитель, умыл ноги" им (Ин 13:14.15). Требование делать другим то же, что делал Иисус, касается также пастырского служения.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||