Милость, благодать
I. Евр слова хен и хесед переводятся как "милость", при этом хен означает "благосклонность", "расположение" по отношению к определ. человеку (Gn 19:19; Gn 39:21; Gn 47:29), а хесед - "поступок, вознаграждающий к.-л. за преданность и верность, за оказание помощи" (Gn 24:12; Gn 40:14; 1S 20:8.14.15); слово хесед также - свидет-во любви. Употребляемое в сходном значении слово рахамим означает прежде всего "милосердие", "сострадание" (Ps 24:6; Ps 39:12; Ps 50:3; Ps 68:17; Is 63:7.9). Евр слову рахамим соответствует греч. слово харис, к-рое является однокоренным со словом хара - "радость". В Синод. пер. слово харис передано по-разному: "благодать" (Lc 4:22; Ac 7:46; Ac 14:26; Ac 15:40; Col 4:6), "любовь" (Ac 2:47; Lc 2:52), "подаяние" (1Co 16:3), "доброе дело" (2Co 8:6), "благодарение" (Lc 17:9; 2Co 8:16), "благодарность" в значении "вознаграждение" (Lc 6:32-34).
II. Бог являет Свою М., руководствуясь сострадательной -> любовью (Ex 33:19; Ps 102:8-13; Is 55:3). Человек ничем не заслужил этой М., он не имеет на нее никакого права (Rm 3:24; Rm 11:6; Ep 2:8.9; ср. Dt 7:7.8). Однако Бог многомилостив (Ex 34:6; Ps 85:15; Jl 2:13). Божья М. подобна росе и дождю (Pr 16:15; Pr 19:12), она необходима каждому человеку для счастья и благополучия. Божья М. велика и могущественна (Ps 116:2), она поддерживает нас (Ps 93:18). Во Христе человек обретает милосердный Божий дар - жизнь вечную (Rm 6:23). "И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать" (Jn 1:14.16.17). Оправдание по М. (благодати) Божьей (Rm 3:24; Rm 4:4.16; Rm 11:6) предполагает не только прощение грехов, но и новую, обретенную благодаря Божьей М. праведную жизнь (Rm 5:17.21; 2Co 12:9; ср. 1P 2:19: "Ибо это благодать, если кто по совести, ради Бога переносит скорби, страдая несправедливо" - цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Ап. Павел проповедует "Евангелие благодати Божией" (Ac 20:24). Сынам нового завета, в отличие от участников прежнего завета, была дана сила жить с Богом: "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке" (Tt 2:11.12). Милосердие требуется и от человека - как свидет-во его верности Богу (Os 12:6; Mi 6:8). Любое деяние, совершаемое христианином по Божьей воле, вознаграждается обилием благодати (Rm 5:17), позволяющей ему преодолеть все испытания. В НЗ говорится о необходимости пребывания в благодати (2Co 1:12; ср. Jn 15:1-8). О себе самом Павел свидет-вует: "Не отвергаю благодати Божией" (Ga 2:21; ср. 1Co 15:10), а в Послании к Евреям он предупреждает: "Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией" (He 12:15). Павел призывает христиан пребывать и возрастать в благодати (Ac 13:43; 2P 3:18), шлет церквам хотя и традиционные, но в то же время искренние пожелания о даровании благодати и молится об этом (Ac 20:32; Rm 1:7; Rm 16:20.24; 1Co 1:3; 1Co 16:23 и др.). Благодать может явиться и тогда, когда человек теряет веру в собств. силы (Ga 2:16.20.21): "Смиренным дает благодать" (1P 5:5; Jc 4:6). Всю свою надежду христианин должен возлагать на благодать Божью (1P 1:13); она - единств. сила, способная ему помочь: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (2Co 12:9).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||