Любовь, любить
I. В греч. тексте НЗ понятие "любовь" передано двумя словами: филиа и агапэ (слово эрос, обозначающее физич. влечение между мужчиной и женщиной, в НЗ не встречается):
1) глагол филео ("любить") и производное от него сущ. филеа ("любовь") означают сердечную привязанность, чувство нежности и т.п. (Lc 7:38.45; Lc 15:20; Lc 22:47; Ac 20:37). Эти слова употребляются, когда речь идет о Л. Бога Отца к Иисусу (Jn 5:20), а также - о Л. между родителями и детьми (Mt 10:37). В Jn 21:15.16.17 слово филеа подразумевает Л. Петра к Господу, но здесь оно противопоставлено слову агапао;
2) малоупотребит. в мирском языке сущ. агапэ и глагол агапао обозначают в НЗ истинную Л. в широком смысле этого слова: Л. Бога к людям (Jn 3:16) и проистекающую из нее Л. людей друг к другу (Mt 22:39), а также Л. к врагам (Mt 5:44), Л. мужчины к женщине (Ep 5:25.28.33), но вместе с тем и эгоистич. Л., способную направить человека на неверный путь (Lc 11:43; 2Tm 4:10; 2P 2:15; 1Jn 2:15);
3) в Септуагинте представлены все оттенки значения слов филиа и агапэ. При переводе на совр. языки бывает трудно передать эти оттенки (ср. Os 3:1). В евр. тексте ВЗ для выражения таких понятий, как "любовь", "жалость", "сочувствие", "благоволение", "страсть" и др. (тесно связанных с понятием "любовь"), используются восемь евр. слов. Большая часть этих слов обозначает как Божью Л., так и человеч., в т.ч. и Л. между мужчиной и женщиной.
II: 1) в ВЗ прежде всего говорится о человеч. Л.: а) о Л. мужчины и женщины, напр. Иакова и Рахили (Gn 29:20); б) о мужской дружбе, напр. Давида и Ионафана (1S 18:3; 2S 1:26); в) о родительской Л. (Pr 13:24; ср. He 12:5-11); г) заповедь Л. к ближнему в первую очередь определяет взаимоотношения между израильтянами (Lv 19:18), но распространяется и на -> пришельцев, и даже на врага (-> Вражда, враг) (Притч 25:21 и след.);
2) ВЗ многократно говорит и о Л. человека к Богу. Взгляд человека, в первую очередь, должен быть обращен к Богу: "И люби Господа, Бога твоего" (Dt 6:5). Из этой заповеди вырастает Л. к Богу, подобная той, что, согл. Писанию, была у Соломона (1R 3:3). Такая Л. находит свое выражение в радостном душевном излиянии: "Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!" (Ps 17:2). Эта Л. относится также к "обители дома Божия" (Ps 25:8) и к Закону Божьему (Ps 118:97.113 и др.), поэтому часто встречаются выражения: "любящие Бога и соблюдающие (сохраняющие) заповеди Его" (Ex 20:6; Dt 5:10; Dt 7:9; Ne 1:5), "любить Господа и служить Ему" (Dt 10:12; Dt 11:13; Is 56:6), "любить Бога и ходить путями Его" (Dt 11:22; Dt 19:9; Jos 22:5), "любящие Господа, ненавидьте зло!" (Ps 96:10);
3) человеч. Л., в том числе и Л. к Богу, берет свое начало в Божьей Л. к нам. Он избрал народ Израиля не потому, что это был выдающийся народ, а потому, что любил его (Dt 7:6-8; Os 11:1). Л. постоянно выступает как основной движущий мотив Божьих деяний (Os 3:1; Os 11:7-9): "Я возлюбил вас, говорит Господь" (Ml 1:2). Любящий Бог творит милость тем, кто Его любит (Dt 5:10), Он дарует им великий мир (Ps 118:165) и хранит их (Ps 144:20). Л. Бога порождает в человеке Л. к другому человеку, к ближнему и пришельцу (Lv 19:18.34);
4) человеч. Л. может оказаться суетной, если ее объектом явл. материальные ценности (Qo 5:9) или, что еще хуже, зло (Mi 3:2). Такая Л. подлежит Божьему суду, к-рый, однако, есть не что иное, как проявление Божьей Л. Господь лишь на малое время оставил народ Израиля, но затем Он вновь обратится к нему и помилует его вечной милостью (Is 54:5-8). Бог через Иеремию возвещает Своему народу, терпящему бедствие: "Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение" (Jr 31:3). В НЗ Божья Л. торжествует над человеч. неверностью благодаря спасит. подвигу Иисуса Христа.
III. О Божьей Л. к людям и о Л., вызываемой Богом в людях, в НЗ говорится гораздо чаще, чем в ВЗ:
1) центр. здесь является перенесенная из ВЗ заповедь Л. к Богу и Л. к ближнему (Mt 22:36-39). "На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки", т.е. в них полностью выражена воля Божья в отношении людей;
2) вся человеч. Л. основана на искупит. и спасит. действии Божьей Л. в Иисусе Христе (Jn 3:16). Л. Бога к отчужденному от Него, погрязшему в грехе человечеству потребовала жертвы - смерти Его Сына, к-рая принесла спасение человечеству и даровала ему новую жизнь. Следовательно: а) движущей силой этой Л. является воля Бога, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Tm 2:4); б) благодаря Л. Отца к Сыну (Mc 12:6; Jn 15:9) Иисусу было поручено дело спасения (Jn 3:35); в) Божья Л. к людям проявляется в том, что Иисус сердечно, с Л. относится к ним: Он любит богатого юношу (Mc 10:21), Лазаря (Jn 11:3.36) и его сестер, грешников (Мф 9:9 и след.; Lc 15:2) и "Своих, сущих в мире" (Jn 13:1); г) Своим самопожертвованием Иисус доказал Свою Л. к грешным людям. Он возлюбил каждого человека задолго до того, как человек смог осознать это (Rm 5:6-8.10; Ga 2:20); д) цель исполненного Л. служения Иисуса - искупление человечества от рабства зла (Mc 10:45). В Нем действует Л. Божья, к-рая стремится примирить нас с Богом и привести к новой жизни (Rm 5:8-11; Ep 2:4-6); е) каждый человек должен возлюбить Иисуса. Если мы любим Его, то Бог Отец любит нас (Jn 16:27);
3) возвещаемая в НЗ Благая Весть всегда направлена на то, чтобы мы постигли Божью Л. во Христе, оставались верны ей и т.о. преображались под ее воздействием: а) об этом свидет-вует притча о грешнице (Lc 7:36-50). Очевидно, перед описанным событием Иисус проповедовал в местной синагоге о том, что Бог приемлет грешников. Кто осознает глубину собственных прегрешений и силу Л. Божьей, тот способен "много возлюбить". Но человек, изначально мнящий себя праведником, как в данном случае хозяин дома, не может познать Л. Господа и поэтому не проникается Л. к ближнему. Преображающее воздействие Л. Божьей показано на примере Закхея (Lc 19:8) и Петра (Lc 5:8). Путь Петра, отрекшегося от Иисуса, но вернувшегося к Нему и принятого Им (Лк 22:31 и след.; Ин 21:15 и след.), позволяет познать Л. Бога, Который "верен" даже тогда, когда мы неверны Ему (2Tm 2:13): Он всегда готов проявить Свою всепрощающую любовь и доброту; б) верующим надлежит постоянно пребывать в Л. к Богу и ближним (Ин 15:9 и след.): от этого зависит наше познание Христа (2 Петр 1:7 и след.; 1 Ин 4:7 и след.). Не любящий брата своего "не есть от Бога" (1Jn 3:10), а любящий "перешел из смерти в жизнь". "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Ин 4:20 и след.); в) вероятно, исходя из этого, следует понимать и Ap 2:4, где превознесенный Господь сообщает ангелу Эфесской церкви: "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою". Л. Бога предшествует Л. человеч.: Он прежде возлюбил людей (1Jn 4:19) и разбудил в них истинную Л.;
4) Л. Христова, проистекающая от Отца, "объемлет" (см. 2Co 5:14) -> учеников и последователей Христа так, что они всё более руководствуются ею и становятся свидетелями своего Господа: а) благодаря Христовой Л. ученики стали "друзьями" Иисуса [греч. филой (Jn 15:9-15), "любимые", "доверенные"]; Он открыл им Божий путь и Божью волю, поэтому они совершенно осознанно могли исполнять Его заповеди; б) в своем служении ученики Христа руководствуются Л. (2Co 5:14-21), к-рая делает совершенными все дары Духа: прорицание, познание, веру и добрые дела (1Co 13:1-3). Эта Л. долготерпит, милосердствует; она не знает зависти, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своей корысти, не раздражается, не мыслит зла; не радуется неправде, а сорадуется истине; она "все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит". Она ведет учеников за Учителем, заставляя их порой жертвовать своими жизнями по примеру их Господа (Mt 20:23; Mc 10:39; Ин 21:18 и след.; Ep 5:2; 1Jn 3:16). Примечат., что самые глубокие высказывания о Л. мы находим именно у Иоанна, "ученика, которого любил Иисус" (Jn 13:23 и проч.); в) Л., к-рая заповедана Церкви Самим Иисусом (Ин 13:34 и след.), становится отличит. признаком учеников Христа (Ac 2:47; Ac 5:13). Служение друг другу должно совершаться в Л. (Мк 10:43 и след.), и эта Л. должна постоянно возрастать (Ph 1:9; 2Th 1:3). К этой мысли апостолы вновь и вновь возвращаются в своих посланиях (Ph 2:2; Col 3:14; 1P 1:22; 1P 2:17; 1P 4:8; 1Jn 4:7; He 10:24; He 13:1). Иная мотивация отношений в Церкви ведет к заблуждению (см. 1Co 8:1; Ga 5:13). Не следует, однако, забывать, что Л. не должна означать терпимости к греху и злу внутри Церкви (Mt 18:17; Jn 2:15; 1Co 5:11.13); г) благодаря христ. Л. происходит и внутр. обновление всего обществ. устройства: изменяются отношения между мужем и женой (Ep 5:21-33; Кол 3:18 и след.; 1P 3:1.7; -> Тело, IV), отношения между родителями и детьми (Ep 6:1-4; Кол 3:20 и след.), отношения между господами и рабами и т.д. (Ep 6:5-9; Col 3:22 - Col 4:1; 1P 2:18-21). (-> Послание к Филимону); д) выражение глубочайшей связи с Господом - это исполнение заповедей о Л. к Богу и своему брату; любящий пребывает в Л. Божьей. По Л. к Нему Бог узнаёт христианина (1Co 8:3 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана); тем, кто любит Бога, "все содействует ко благу" (Rm 8:28). Вера христианина "действует любовью" (Ga 5:6); верующий осознает свое страдание как знак того, что он пребывает в руке возлюбившего его Бога (Евр 12:6 и след.; Ap 3:19). Сила Л. превосходит даже силу смерти, ибо Л. "никогда не перестает" (1Co 13:8-13). Л. является частью грядущего мира, нового мироздания, и благодаря ей мы можем уже здесь и сейчас стать его частью;
5) однако наряду со спасит. Л. Божьей и Л. к Богу существует и губительная Л., уводящая от Бога. Так, люди выявили склонность любить тьму даже тогда, когда им был явлен -> свет, спасит. Божье деяние в Иисусе (Jn 3:19). Возлюбив человеч. славу более, чем славу Божью, высокопостав. евреи, даже уверовав в своем сердце, отказывались исповедовать Иисуса (Jn 12:42.43). Так, сотрудник Павла Димас, прельстившись миром, оставил Павла, а вместе с ним и Господа (2Tm 4:10). Поскольку человеч. сердце склонно к губительной Л., то Иисус и апостолы призывают сделать решит. выбор: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1Jn 2:15). Если сердце любит богатство, то оно уже не способно полюбить Бога (Mt 6:24). Привязанность человека к семье не должна отдалять его от Бога, Иисуса следует возлюбить более, чем все сущее в мире (Mt 10:37; Lc 14:26). Свящ. Писание, приводя слова Христа: "Сберегающий душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее", учит любить Его больше собств. жизни (Mt 10:39; Mt 16:25; Jn 12:25).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||