Наказание, наказывать
ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЬ
Н. от Самого Бога или через человека постигает всех людей, к-рые совершили преступление против Бога или нарушили Его установления и этим обременили себя -> виной или -> грехом. Т.о., Н. обличает зло и восстанавливает установленный Богом порядок, свидет-вуя о святости и праведности Бога. В соотв. с этим целью наказания является не только возвращение наказуемого к нравственному образу жизни, поскольку даже самое совершенное наказание не может искупить человека от власти злых сил. В значит. большей степени Н. призвано показать, посредством страданий, удаленность наказуемого от Бога и тем самым вызвать стремление к получению Божьей помощи и к обращению. Н. должно отделить грешника от греха; но если наказанный упорствует в своем грехе, то Н. ему может стать смерть. Только в том случае, если виновный придет к признанию закона Божьего как нормы поведения и вместе с тем осознает свою вину, Н. сможет помочь ему. В Новом Завете это означает, что провинившийся подчиняется Закону Божьему, и этот Закон становится для него в конечном итоге "детоводителем ко Христу" (Gal 3:24).
СПОСОБЫ БОЖЬИХ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ
1) если Бог наказывает во гневе, то человек изнемогает под этим Н. (Psa 6:2; Psa 37); уничтожению и истреблению подвергаются отдельные люди и семьи, и даже целые народы. Такого рода Н. понесли, напр., египтяне (Exo 12:12), Ирод, к-рый был "изъеден червями" (Act 12:23), Вавилон (Jer 51:54-58);
2) кара Божья может быть и отцовским наказанием или испытанием (Pro 3:12; Jer 10:24; Co1 11:31-34), к-рыми Бог напоминает Своим чадам о неисповеданных ими прегрешениях (ср. Eze 18:23; Pe2 3:9), дабы привести их к смирению и побудить через страдания к поискам Божьего прощения (Psa 38:11-14; Psa 72:14.23-28; Heb 12:5-11; Rev 3:19). Такие Н. и испытания верующие должны воспринимать как особое доказат-во милости Божьей (Job 5:17-27); это "путь к жизни" (Pro 6:23);
3) Н. за грехи не всегда правильно оценивается человеком, склонным необъективно оценивать свое поведение. Порой длительные, повторяющиеся проявления зла и греха долгое время остаются безнаказ., а последовавшее наказание воспринимается как тяжкое бремя без осознания собств. вины. Это кажущееся противоречие особенно занимало Иова, Екклесиаста и автора Psa 72. Итак, основной принцип ветхозаветного возмездия "око за око, зуб за зуб" действует с ограничениями; но и само Н. может служить прославлению Бога (Job 2:3; Joh 9:3; ср. Joh 11:4). Эта мысль находит свое выражение в наказании, к-рое Раб Божий (Isa 53:5-7) принял на Себя не за собств. прегрешения, а за грехи других, чтобы привести их к миру с Богом. То, что здесь было обетованием, осуществилось в Иисусе Христе. Он, Судья, принимает смертельную кару за грешников и милостиво дарует им жизнь. Эта беспредельная любовь Христа дает право Его ученикам отпускать грехи и вину провинившимся, освобождая их от Н. (-> Прощение);
4) кроме Н., являющегося прямым следствием совершенного греха, существуют и такие, к-рые исполняются по особому распоряжению Бога или через человеч. правосудие (напр., Н. за соверш. Аханом воровство, Jos 7:1; кара, постигшая Анания и Сапфиру, Act 5). Осуществляют Н. прежде всего родители и власти, будь это устное порицание или физическое воздействие; так, родители могут применять розги (Pro 13:24), а начальствующий вправе применить силу как "Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло" (Rom 13:4). Т.о., наказывает Сам Бог, даже если Он использует для этого Своих слуг, напр., врагов Израиля (Isa 10:5; Jer 25:9; Jer 27:6);
5) часто Божья праведность в отмщении или кара за нарушение Закона наказывает грешника именно тем, в чем он сам согрешил. Давид, пославший на смерть Урию, сам переживает угрозу смерти и убийство членов своей семьи (Sa2 12:10). Он ввел в грех жену Урии, и его собств. жены были опозорены (Sa2 16:21-23). Закосневших в грехе Бог предает во власть зла (Rom 1:24-32). При телесных повреждениях (Exo 21:23-25) и лжесвидет-ве (Deu 19:18-21) Н. преступника, исполняемое людьми, должно полностью соответствовать содеянному им злу. Возмещение ущерба относится к Н. за воровство и за ущерб, причиненный имуществу другого (Exo 22:2-20). В духе этого предписания Закхей возвращает неправедно нажитое им богатство, возмещая ущерб в многократном размере (Luk 19:8).
У израильтян Н. за нек-рые виды преступлений могли служить побои (Deu 25:1-3). От предписанных сорока ударов позднее стали давать "сорок без одного", чтобы ни в коем случае не переступить эту границу (ср. Co2 11:24). В более позднее время чаще стали прибегать к тюремному заключению (-> Темница); такая мера Н. не предусматривалась ветхозаветным Законом, однако широко применялась в Египте (см. историю Иосифа). К этому добавлялись денежные штрафы (Deu 22:19), возмещение ущерба (Exo 22:4), продажа в рабство (Exo 22:3) и различные телесные наказания (см. выше II,5). Смертные приговоры приводились в исполнение через побивание камнями, к-рое происходило за пределами города. Его скрупулезно регламентиров. проведение описано в трактате Мишны Сангедрин: приговоренного ставили на возвышенности (Luk 4:29), и один из свидетелей сталкивал его вниз с отвесного склона; если он при этом еще оставался жив, то второй свидетель бросал камень ему на грудь, в область сердца, а затем присоединялся остальной народ, пока не забивали осужденного до смерти (Deu 17:5-7; Deu 21:21; Joh 8:7). Нередко побивание камнями возникало и спонтанно, когда с человеком расправлялась толпа (Num 14:10; Sa1 30:6; Ki1 12:18; Luk 20:6; Joh 10:31). Кр. того, была известна казнь через сожжение за блудодейство (Gen 38:24; Lev 20:14; Lev 21:9), а также казнь мечом (Sa2 1:15; Ki2 11:20). Обезглавливание, как и распятие на кресте (-> Крест), стали применяться только в рим. период (Act 12:2). Нет никаких свидет-в о том, чтобы израильтяне сажали осужденного на кол; во многих случах труп казненного вывешивали на дереве или на столбе (Deu 21:22-23; Jos 8:29; Sa1 31:10; Sa2 4:12; Sa2 21:6.9; -> Повешенный).
НАКАЗАНИЕ КАК ОБЛИЧЕНИЕН., как в ВЗ, так и в НЗ, может иметь значение порицания или обличения в грехе: "обличи ближнего твоего" (Lev 19:17; ср. Psa 140:5). Так, пророки обличают народ (Eze 29:21; Amo 5:10), Иоанн Креститель - Ирода (Luk 3:19), разбойник на кресте - своего товарища (Luk 23:40); так должен был поступать Тимофей в церквах (Ti2 4:2), так же действует Св. Дух в отношении мира (Joh 16:8), то же сказано и о воздействии Свящ. Писания (Ti2 3:16). В церкви обличение должно происходить с глазу на глаз, прежде чем будут привлечены другие свидетели или вся церковь (Mat 18:15-20). -> Вразумление, наказание, вразумлять.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||