Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Народ

I. Библ. родословия показывают, как из одного семейства происходили роды и племена (-> Колено), а из них образовывались Н., поэтому слово "Н." во многих случаях передает расшир. понятие семьи. Человек от рождения принадлежит не только к определ. семье, но и к определ. Н. и не может освободиться от этой принадлежности, хотя он может, напр., поменять гражданство (Деян 22:28). Положение -> царя в Н. во многих отношениях подобно положению -> отца в семействе. Бог назначает Н., как и отдельному человеку, удел (тер. для проживания), определив его пределы и срок существования (Втор 32:8; Деян 17:26). Израиль стоит в центре библейского повествования, а другие Н. чаще всего упоминаются лишь постольку, поскольку они приходят в соприкосновение с евреями. Но ВЗ никогда не забывает, что Бог есть Господь всех Н. (4 Цар 19:15; Пс 23:1; Пс 66:4-8; Пс 97:9; Пс 98:1), и пророки предвещают время, когда все Н. устремятся к Господу (Ис 2:2-4; Ис 2:6).

II. [евр. гойим, греч. этнэ]:
1) оба слова, как евр., так и греч., означают нацию или Н. вообще, но в Библии они употребляются в тех случаях, когда речь идет о Н., практикующих идолопоклонство (язычниках) (4 Цар 16:3; Иез 23:30), олицетворяющих собой нечестивость (Езд 6:21) и являющихся врагами истинного Бога и Его Н. (Пс 78:1.10; Иер 10:25; Плач 1:3.10; Иез 34:29; Иез 36:7.15);
2) с момента призвания Авраама Бог отделил Свой избр. Н. от других "племен земных" (Быт 12:1-3) и заключил с ним завет (Исх 19:5.6, -> Союз, завет). Н. Израиля - это Н. Его откровения (Числ 14:14). Израильтяне должны осознавать свое особое положение, отличное от других Н. (Лев 18:24-30; Лев 20:23; Числ 23:9; Иез 20:32; ср. Мф 6:7.32). Этот Н. стал благословением для всех Н., когда из него произошел Мессия, Которому в конце времен будут служить все "племена земные" (Пс 71:11; Ис 2:2-4; Ис 25:6-8; Зах 14:16-19);
3) с др. стороны, в ВЗ говорится об открытости нек-рых язычников Богу и Его деяниям, совершаемым над ними и через них: таковы, напр., Иофор, тесть и советчик Моисея (Исх 18); Руфь, к-рая, как и Рахава (Раав), представлена в родословии Иисуса (Мф 1:5); вдова из Сарепты (3 Цар 17); Нееман, исцеленный и обращенный Елисеем (4 Цар 5); ниневийцы, обратившиеся к вере в результате проповеди Ионы (Ион 3:5-10); Кир, помазанник Господа (Ис 45:1), и другие. ВЗ не только сообщает о жестоковыйности фараона, ярости Сеннахирима и упрямстве Навуходоносора, но и подготавливает к событию дня Пятидесятницы, когда Св. Дух снизошел на всякую плоть (Иоил 2:28-32; Деян 2);
4) в НЗ говорится, что первоначально язычников разделяла пропасть. Иисус, осознавая Себя посланным только к Н. Израиля (Мф 15:24), запрещал Своим ученикам идти к язычникам (Мф 10:5). Лишь отдельные язычники исповедали веру в Господа (Мф 8:10), преодолев барьер, отделявший их от народа Божьего (Мф 15:21-28). После воскресения Иисуса Христа положение изменилось: Господь, Которому дана вся власть на небе и на земле, послал Своих учеников до края земли (Мф 28:18-20; Еф 2:11-22). Петр через Божье откровение получил задание идти в Кесарию к язычнику - сотнику Корнилию. Во время проповеди Петра язычники приняли Св. Духа, как до этого Его принимали христиане-евреи (Деян 10, Деян 11). С этого времени Церковь начинает расти и за счет обращенных язычников, прежде всего благодаря трудам Павла, апостола язычников (Деян 9:15; Деян 22:21; Деян 26:17-32; Гал 2:7), хотя объединение христиан, обращенных из иудеев и язычников, происходило не без трудностей (-> Апостольский собор). Подобно привитым к "хорошей маслине" ветвям "дикой маслины", язычники стали приносить добрые плоды. И это будет продолжаться до тех пор, пока в Церковь не "войдет полное число язычников", а от народа Израиля не отступит духовная слепота и этот народ не придет наконец к признанию своего Мессии (Рим 11:16-27; 2 Кор 3:14-16). И будет "одно стадо и один Пастырь" (Ин 10:16).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).