Отец
Причина и происхождение всякого отцовства - в Боге (Matteo 23:9; Efesini 3:15), во власти Творца, вызывающего к жизни то, чего ранее не существовало (Romani 4:17). Бог - Отец Своего единородного Сына Иисуса Христа (Giovanni 1:14.18; Efesini 3:14), в Котором Он открывает Свою сущность. Бог и людей принимает как Своих детей (Samuele 2 7:14; Luca 12:32). Божье отцовство включает в себя попечит-во о Его чадах и их защиту (Matteo 6:8) и проявляется в Его любви (Giovanni 16:27).
I: 1) О. - это тот, кто порождает -> детей (Salmi 2:7) и воспитывает их. Отцовство - это милость Божья, а дети являются даром Божьим (Salmi 126:3), к-рый получает не каждый (Luca 20:28-31). Понятие "дед" чуждо Библии, поэтому все потомки рассматриваются здесь как сыновья и дочери родоначальника (Matteo 21:9). Из отчего дома ведут три пути: а) сын покидает О., чтобы "прилепиться к жене" и самому стать О. (Genesi 2:24); б) сын может умереть для О., причем не только в результате телесной смерти, но и вследствие греховного заблуждения (Luca 15:24); в) наконец, веление Божье, как в случае с Авраамом, но особенно преданность Христу в НЗ, превалирует над привязанностью к О., если эта привязанность вступает в противоречие с Божьей волей (Matteo 4:22; Luca 14:26);
2) В ВЗ отношения между О. и сыном упорядочены заповедями, значение к-рых подчеркивается присовокупл. к ним предупреждениями (Deuteronomio 21:18-21; Proverbi 30:17). Долг О. заключается в том, чтобы обеспечивать детям пропитание (Luca 11:11), руководить ими и воспитывать их (Proverbi 13:24; Ebrei 12:8), но прежде всего - в том, чтобы наставлять их в Законе Господа (Deuteronomio 6:7; Efesini 6:4). Если О. оставляет поклонение истинному Богу и начинает поклоняться идолам, то ответственность за этот грех несут и его дети (Esodo 20:5), хотя суровость их наказания Бог ограничивает определ. пределом (Deuteronomio 24:16; Ezechiele 18:17-20). След., О. не может поступать по собств. произволу; в частн., в НЗ ему внушается, что он не должен раздражать своих детей (Efesini 6:4), доводить их до уныния (Colossesi 3:21). Дети обязаны чтить О. (Esodo 20:12; Proverbi 30:17) и быть послушными ему (Proverbi 23:22). В ВЗ О. имеет право решать вопрос о жизни и смерти детей (Genesi 22:1-10). Дети обязаны содержать его, когда он становится нетрудоспособным (Proverbi 19:26; Matteo 15:5). То обстоят-во, что отношения между О. и детьми, к-рые должны регулироваться любовью (Genesi 22:2; Genesi 44:20), упорядочиваются Законом, является вынужд. мерой и свидет-вует о нарушении установл. Богом порядка. И все же у О. есть то преимущество, что он первым может полюбить ребенка и пробудить в его сердце ответную любовь; в этом отношении человеч. отцовство также является отражением отцовства Бога (Proverbi 23:26; Giovanni 1 4:10.19);
3) понятие отцовства расширяется и в том случае, если О. называют человека, исполняющего родит. обязанность по обеспечению детей, когда родств. связь отсутствует, т.е. благодетеля (Giobbe 29:16; Giobbe 31:18), доброго господина (Re 2 5:13) или правителя (Genesi 41:43; Samuele 1 24:12; Isaia 22:21). Так, О. может называться священник или пророк, если человек (или люди) доверяет себя его руководству (Giudici 17:10; Re 2 2:12; Re 2 13:14);
4) в НЗ понятие "О." переносится в область духовного и используется в особом значении, когда речь идет о духовном воспитании, направленном на становление в вере (Corinzi 1 4:15; Filippesi 2:22; Filemone 1:10). Павел проявляет настоящее отцовское чувство по отношению к Тимофею (Timoteo 1 1:2; Timoteo 2 1:2), а Петр - к Марку (Pietro 1 5:13). Также по-отцовски Павел относится к тем членам церкви, к-рые благодаря ему пришли к вере (Tessalonicesi 1 2:11). О. в церкви являются все те, кто духовно породил или воспитал детей, т.е. верующих (Giovanni 1 2:13.14).
II: 1) отцовство особого рода предусмотрено в Божьем замысле спасения в отношении Авраама. Он - патриарх, праотец (Ebrei 7:4). С Него Бог начал новую эру в отношениях с людьми. Когда живой Бог призвал Авраама, тот не только покинул родину и родных, но и отказался от богов своего О. Фарры (Giosuè 24:2). В союз Бога с Авраамом были включены и потомки патриарха (Genesi 26:3). Иаков знал, что с ним был Бог Авраама (Genesi 31:42), и Бог говорил с ним как Бог его О. (Genesi 46:3). Но поскольку рядом с Исааком стоял Измаил, а рядом с Иаковом - Исав, к-рых Бог исключил из Своего обетования, то позднее обетования стали наследоваться теми, кто исповедовал Бога Авраама, Исаака и Иакова (Esodo 3:6). Так, Бог заключает завет с народом, О. к-рого являлся Авраам и к-рый чтил Бога своих отцов. След. поколения включались в дело спасения, к-рое Бог совершил в отношении их отцов (Esodo 6:3; Numeri 11:12; Deuteronomio 4:31; Deuteronomio 5:3);
2) еще до вавил. плена Иеремия сетовал на то, что израильтяне нарушили тот завет (-> Союз, завет), к-рый Бог заключил с их отцами (Geremia 31:32). В Евангелии упоминается об отцах, нарушавших завет и убивавших пророков; это прообраз тех, кто гнал Иисуса и Его учеников (Matteo 5:12; Matteo 23:31). После того как народ Израиля оставил Бога своих отцов, Иоанн Креститель пытался, во многом тщетно, обратить сердца отцов к детям, а сердца детей к отцам (Malachia 4:6; Luca 1:16.17). Народ Израиля помнил только о своем происхождении по крови, но забыл веру Авраама и его дела (Giovanni 8:33.37). В то же время тот, кто продолжает дело Авраама, имеет право называться его истинным наследником (Galati 3:6,29) и является полноправным членом народа Божьего (Efesini 2:19). Еврей, признающий Иисуса Сыном Божьим, служит Богу своих отцов (Atti 24:14).
III. Признание Иисуса Сыном Божьим позволяет по-новому взглянуть на Божье отцовство по отношению к людям. Бог создал всех людей и поддерживает в них жизнь, Он - Отец для Своего народа, Израиля (Isaia 63:16; Geremia 3:4; Geremia 31:9), и для каждого отдельного израильтянина (Salmi 67:6). В результате подвига Его единородного Сына -> Иисуса Христа (-> Имена Иисуса Христа, II,А), люди через рождение от Бога словом истины (Giacomo 1:18; Giovanni 1 2:29; Giovanni 1 3:9; Giovanni 1 4:7) становятся "детьми Божиими" (Giovanni 1 3:1). К ним, образующим народ Израилев по духу, Бог проявляет Свою любовь и заботу (Pietro 1 5:7). Он воспитывает их (Ebrei 12:6-8) и назначает их Своими наследниками (Romani 8:17). Он также ожидает, что на Его любовь люди ответят своей любовью (Giovanni 1 4:19) и основанным на этой любви послушанием (Romani 16:19; Ebrei 5:9). Он хочет, чтобы Его дети любили друг друга (Giovanni 13:34), были по-сыновнему благодарны Ему (Colossesi 2:7; Tessalonicesi 1 5:18) и доверит. обращались к Нему - "Авва" (Romani 8:15; арам. доверит. обращение детей к отцу, соотв. рус. "папа").
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||