Обращение, обратить, обратиться
ОБРАЩЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Слово со значением "обратиться" [евр. шув] встречается в тексте ВЗ ок. 670 раз. Наряду со значением "обратиться к кому-либо", "обернуться", "возвратиться", "восстановить и вернуть" это слово употребляется и в специфич. значении "обратиться к Богу" (ок. 120 раз) и означает изменение образа жизни, возвращение с путей греха к живому Богу. Из огромного количества мест в Библии, где говорится об О., выберем лишь самые важные, чтобы разобраться в его сути. Бог, желая обратить человека (Ezechiele 18:23; Ezechiele 33:11), Сам побуждает его к этому. Через Своих пророков Он призывает людей обратиться (Geremia 3:7; Geremia 25:5; Gioele 2:12), требуя при этом О. "всем сердцем" (Samuele 1 7:3; Gioele 2:12). Грешники (Salmi 50:15) должны обратиться от своего греха (Isaia 59:20; Ezechiele 33:14) к Господу (Gioele 2:12), и тогда даруемые Его милостью прощение (Isaia 55:7) и новая жизнь будут наградой за искреннее О. Подлинное О. заключается не в попытке человека исправить отдельные богопротивные поступки, а в абсолютно новом отношении к Богу и Его воле, охватывающем все стороны жизни. Нежелание обратиться влечет за собой "огрубение сердца" (Isaia 6:10) и смерть грешника (Ezechiele 18:23; Ezechiele 33:11). Но Бог не только призывает человека к О., Он и помогает ему в этом, потому что человек не в силах справиться самостоят. Тем не менее человек должен сам просить Бога обратить его (Geremia 31:18; Lamentazioni 5:21), поскольку личная ответственность за О. с него не снимается. И если в историч. книгах ВЗ чаще всего говорится об О. народа Израиля в целом, то в пророч. книгах, и особенно у Иеремии и Иезекииля, речь идет об О. к Богу отдельного человека, к-рое достигается тем, что Бог дарует ему новое сердце и новый дух (Geremia 31:33; Ezechiele 18:21; Ezechiele 36:26; см. Salmi 50:12-14). В основе всех ветхозаветных высказываний об О. лежит одна идея: О. - это решит., всеобъемлющий возврат человека к Богу, являющийся ответом на Божий призыв. Это единств. путь избежать суда, ожидающего грешников, заново обрести милость Божью и получить прощение грехов.
ОБРАЩЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕСлово "обратиться" перешло из евр. текста ВЗ через Септуагинту в язык НЗ [греч. стрефестай, епистрефейн]. Как и в ВЗ, это слово употребляется здесь в различных значениях. Слово епистрефейн встречается в тексте НЗ 36 раз, в т.ч. 18 раз в значении "обратить", "обратиться" (Matteo 13:15; Marco 4:12; Luca 1:16; Luca 22:32; Atti 3:19; Atti 9:35; Atti 11:21; Atti 14:15; Atti 15:19; Atti 26:18.20; Atti 28:27; Corinzi 2 3:16; Tessalonicesi 1 1:9; Pietro 1 2:25; Giacomo 5:19). Слово стрефестай в этом значении встречается только в Matteo 18:3 и Giovanni 12:40, апострефейн - только в Atti 3:26, а анастрефейн - исключит. в значении "возвратиться", "обернуться", "превратить". Сущ. "О." встречается в НЗ только один раз - в Atti 15:3. Полное представление о значении понятия "О." в НЗ невозможно без учета значения слова, к-рое обычно переводится как "каяться", "приносить покаяние" [греч. метаноэйн]. Иоанн Креститель, призвавший народ Израиля покаяться, с полным основанием, как предтеча Мессии, может быть поставлен в один ряд с пророками. Иисус в начале Своего служения поддержал призыв Крестителя к покаянию (Matteo 3:2; Matteo 4:17). Иоанн Креститель и Иисус говорили на арамейском, и слово, употребленное ими в этих случаях, эквивалентно евр. слову, к-рое М.Лютер в своем переводе ВЗ передает как "обратиться". Призыв Иоанна Крестителя и Иисуса: "Покайтесь!" означает "Обратитесь!", и в тех местах НЗ, где речь идет о покаянии, имеется в виду О. к Богу. При этом, как и в ВЗ, О. - это решит. и всеобъемлющее возвращение к Богу, не только желательное, но и необходимое (Atti 17:30), поскольку является единств. средством спасения от Божьего суда. -> Покаяние.
ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ В БИБЛИИПризыв к О. звучит во всей Библии: он содержится в Законе Божьем (Deuteronomio 4:30; Deuteronomio 30:2.8 и др.), постоянно повторяется в книгах пророков, а призыв Иоанна Крестителя к покаянию имел особую значимость, т.к. час пришествия Мессии был уже близок. Сам Иисус начинает Свою спасит. миссию с призыва покаяться (Matteo 4:17; Marco 1:15); Он говорит, что О. является необходимым условием для обретения Царства Божьего (Matteo 18:3), и грозит судом Своим тем, у кого "огрубело сердце" (Matteo 13:15; Marco 4:12; ср. Isaia 6:9). Апостолы в своих посланиях также поддерживают призыв к покаянию и О. Из Atti 3:19 и Atti 26:20 следует, что оба этих слова - "каяться" и "обратиться" - тесно связаны друг с другом по смыслу и являются лишь средствами для выражения одного понятия. В Деяниях рассказывается о благовестнич. служении первых христиан, и сопутствующее ему О. к Иисусу Христу понимается как решит. действие, совершаемое каждым человеком самостоят. (Atti 2:37; Atti 8:35; Atti 9:1; Atti 9:35; Atti 10:44; Atti 11:21; Atti 16:30). Из текста Atti 15:3 можно сделать вывод, что слово "О." уже в раннем христианстве стало устойчивым понятием, не требующим дополнительных объяснений. В речах апостолов О. предстает как подчинение человеком всей своей воли Богу, как О. от тьмы к свету, от власти сатаны к Спасителю человечества (Atti 26:18; Pietro 1 2:25; Efesini 2:2; Efesini 5:8). О. неотделимо от веры, и, лишь уверовав, можно обратиться к Господу (Atti 11:21), наградой же за О. становится прощение грехов (Atti 3:19; Atti 26:18). Жизнь обратившегося к Богу человека наполняется новым смыслом. Как сказал ап. Павел в Tessalonicesi 1 1, "...и как вы обратитесь к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева" (Tessalonicesi 1 1:9.10).
ОБРАЩЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕО. человека сопровождается его возрождением. Обратившемуся грешнику, уверовавшему в то, что Христос принял смерть на Голгофе ради его спасения, Св. Дух дарует уверенность в прощении грехов, наполняет его сердце радостью и дает силы к обновленной жизни (-> Возрождение).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||