Письмо
I. ПИСЬМА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПАЛЕСТИНЫ
Уже во времена Авраама люди писали П. В ходе раскопок города Мари был найден целый архив, состоящий прим. из 20 тыс. П. Эти П., написанные на глиняных табличках (ок. 1700 г. до Р.Х.), позволяют восстановить картину жизни на берегах Евфрата. Так, в одном П. сестра царя Зимри-Лима пишет, что лишилась своих стад и хотела бы получить новые, чтобы пасти их. Из этого можно сделать вывод, что сестра царя сама пасла скот, т.е. что пастушеством занимались не только бедные люди (ср. Ревекка, Рахиль и Сепфора). Другим важным собранием писем XIV в. до Р.Х. являются егип. П. -> Телль-Амарнский архив.
II. ПИСЬМА, НАЙДЕННЫЕ В ПАЛЕСТИНЕ
По сравнению с важными и значит. находками в Месопотамии и Египте собрания П., найденные при раскопках в Палестине, сравнит. невелики. Самый значит. архив остраков (глиняных черепков с надписями) найден в -> Самарии, но в нем содержатся лишь краткие заметки о поставках вина и масла к цар. двору. Остраки же из -> Лахиса, напротив, рисуют яркую картину смятения, царившего в Иудее во время вавил. нашествия. Эти глиняные таблички появились, вероятно, в то время, когда Навуходоносор уже осадил Иерусалим, но Лахис все еще находился вне зоны воен. действий. Встречается на табличках и название "Азека" (см. Ieremiae 34:7). Написанные чернилами на глиняных черепках П. были найдены в помещении у главных ворот Лахиса. Они адресованы "господину Яошу", коменданту Лахиса, и являются, видимо, остатком архива, основная часть к-рого погибла при захвате города вавилонянами (между 588 и 586 гг. до Р.Х.). На зап. берегу Мертвого моря были найдены 17 П., относящихся к заключит. этапу восстания Бар-Кохбы (134-135 гг.) и написанных Симоном бар-Косеба (прозванным Бар-Кохба). Именно данные П. представляют собой основной источник информации об этом восстании.
III. ПЕРГАМЕНТЫ И ПАПИРУСЫ
За искл. кумранских рукописей, в Палестине не найдено других пергаментов или папирусов, но в Египте, в условиях сухого климата, эти материалы достаточно хорошо сохранились. Так, в Саккаре было найдено П., в к-ром жители Аскалона, осажденного Навуходоносором, просили египтян о помощи. На месте евр. воен. колонии в Элефантине было обнаружено множество написанных на папирусе П., торговых договоров и актов, относящихся к V и IV вв. до Р.Х. В них, в частн., встречаются имена -> Санаваллата, перс. наместника в Самарии, и священника Иоханана (ок. 410 г. до Р.Х.).
IV. ПИСЬМА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Письма в вз упоминаются довольно часто (2 Samuelis 11:14; 1 Regum 21:8; 2 Regum 20:12), причем иногда приводится и их содержание (2 Regum 5:5-7; 2 Regum 10:1-3; 2 Regum 19:10-14). Большое значение имеет П. Иеремии к евр. пленникам в Вавилон (Ieremiae 29:11). Упоминаются также "разводные" П. (Deuteronomii 24:1) и купчие записи (Ieremiae 32:10-14). Купчие записи делались на глиняных табличках, к-рые затем запечатывались в глиняный сосуд. На наружной поверхности сосуда еще раз воспроизводился текст договора. Образцы подобных записей найдены в Месопотамии.
V. ПИСЬМА В НОВОМ ЗАВЕТЕ
НЗ содержит 21 П. (послание). Большинство из них принадлежат ап. Павлу (Romanos 1, 1 Corinthios 1 и 2 Corinthios 1, Galatas 1, Ephesios 1, Philippenses 1, Colossenses 1, 1 Thessalonicenses 1 и 2 Thessalonicenses 1, 1 Timotheum 1 и 2 Timotheum 1, Titum 1 и Philemonem 1). Кр. того, в Actus 1 приводятся П., содержащее постановление -> Апостольского собора (Actus 15:23), и П. Лисия (Actus 23:26). Упоминаются и другие П., точное содержание к-рых неизвестно (1 Corinthios 5:9; 2 Corinthios 10:9; Colossenses 4:16). Но не все П. в НЗ написаны в традиц. форме. Так, Откровение Иоанна, содержащее семь посланий (Apocalipsys 2, Apocalipsys 3), представляет собой прежде всего Апокалипсис (Откровение о потустор. мире и о грядущем), а Послание к Евреям написано в жанре эпистолы (искусно построенного назидат. послания). С др. стороны, Послание Павла к Филимону, в отличие от посланий, обращенных к церквам, носит исключит. личный характер, оно к тому же было не продиктовано (Romanos 16:22; 1 Corinthios 16:21; Colossenses 4:18; 2 Thessalonicenses 3:17), а написано автором собственноручно (Philemonem 1:19; ср. Galatas 6:11; 2 Ioannis 1:12; 3 Ioannis 1:13). Обычно же личный характер посланий отступает на второй план перед их истинной целью - благовествованием о делах Божьих. Послания ап. Павла, как и остальные новозаветные послания, написаны в основном по схеме: отправитель и приветствие (Romanos 1:1.7; 1 Corinthios 1:3; 2 Corinthios 1:2; Galatas 1:1.3 и др.), получатель (напр., Galatas 1:2; Ephesios 1:1; Philippenses 1:1; Colossenses 1:2 и т.д.), благодарение Богу и молитва (напр., Colossenses 1:3; 1 Thessalonicenses 1:2; 2 Thessalonicenses 1:3; 2 Timotheum 1:3 и др.). В заключение следовали -> приветствия (Romanos 16:3; 1 Corinthios 16:19; 2 Corinthios 13:12; Ephesios 6:21 и т.д.), а также благословения, заменявшие личную подпись отправителя (1 Corinthios 16:23; 2 Corinthios 13:13; Galatas 6:18; Ephesios 6:24 и др.). В главных чертах подобное построение посланий соответствовало принятой в то время форме П. Однако послания Павла не только свидет-вуют о его знакомстве с антич. образцами эпистолярного жанра и риторики, но и выявляют особенности, свойств. исключит. ему одному, напр. наличие в них обстоят. молитвы (благодарность и ходатайство) в начале П. вместо обычного хайрейн - приветствия (в НЗ только в Actus 23:26 и Iacobi 1:1). Послания новозаветных авторов по форме и содержанию полностью отвечали цели благовествования. В них чередуются проповедь, поучение (Romanos 1:18; Romanos 2:1; Romanos 6:1; Romanos 7:1) и увещевание (Romanos 12:1.2; Romanos 15:30; 2 Corinthios 6:1; 2 Corinthios 10:1; Galatas 5:1; Ephesios 5:1; Ephesios 6), пророчества (Romanos 11:25; 2 Thessalonicenses 2:1) и хвала (Romanos 11:33; 2 Corinthios 1:3; Ephesios 1:3; Ephesios 3:14). В первых частях посланий Павла больше внимания уделяется наставлениям в учении (напр., Galatas 1:1 - Galatas 5:12), а в других - вопросам христ. жизни (наставление, увещевание, ободрение - напр., Galatas 5:13 - Galatas 6:18). В Послании к Евреям поучения постоянно чередуются с увещеваниями. Новозаветные послания не только не копируют древнегреч. или древнеевр. образцы, но и представляют собой совершенно новый лит. жанр. "Стиль этих посланий присущ исключительно Павлу, и никому кроме Павла. Это не частное письмо, но и не произведение литературы, это что-то среднее между подражанием и неповторимостью" (У. фон Виламовиц-Мёллендорф). Авторы посланий НЗ не случайно придали им такую форму. Форма и содержание новозаветных посланий исполнены и в какой-то мере определены Св. Духом, действовавшим в авторах НЗ (см. 2 Timotheum 3:16).
VI. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА "ПИСЬМО"
В 2 Corinthios 3:1-3 верующие метафорич. именуются "письмом Христовым", написанным Св. Духом через служение апостола.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||