Праздник Кущей
I. НАЗВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
П.К. [т.е. праздник шалашей, или палаток, евр. Хаг Хасуккот; греч. Скенопегиа, Lv 23:34-43; Dt 16:13-15; Jn 7:2] назывался также праздником сбора плодов (Ex 23:16; Ex 34:22). Из трех праздников, требовавших паломничества в Иерусалим (Dt 16:16), П.К. был самым радостным и торжеств. (Lv 23:39; 1R 8:2; Ne 8:14). П.К. имел два значения. Во-первых, он был связан с воспоминаниями о странствовании израильтян по пустыне и о том, как Господь милосердно сохранял народ в течение сорока лет (Lv 23:42.43). Во-вторых, это был праздник сбора винограда и благодарения за собр. урожай (Ex 23:16; Dt 16:16.17). В -> субботний год, когда урожай не собирали, вместо принесения в жертву первых плодов читали вслух Закон (Dt 31:10-13; ср. Ne 8:18).
II. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРАЗДНОВАНИЯ
На П.К. все израильтяне мужского пола должны были являться в святилище Господа (Dt 16:16), а со времени Соломона - в Иерусалимский храм (1R 8:2; 2Ch 8:12.13). Праздник отмечали в конце сельскохоз. года (-> Год), когда еще можно было ночевать под открытым небом. П.К. продолжался семь дней, с 15 по 21 тишри (сент./окт.), и завершался на восьмой день торжеств. собранием. Первый и последний дни считались днями отдыха, когда запрещалась всякая работа и когда общество Израиля собиралось вместе (Lv 23:34-36.39; 2Ch 7:8-10). После разделения царства Иеровоам I перенес П.К. на один месяц: в Северном царстве он стал отмечаться не в 7-м, а в 8-м месяце года (1R 12:32). У пр. Осии есть упоминание о том, что во время праздника люди жили в "кущах" (Os 12:9), но подробное описание П.К. имеется лишь в Книге Неемии (Ne 8:14-17).
III. ПРЕДПИСАНИЯ О ПРАЗДНОВАНИИ
В первые семь дней праздника весь народ должен был жить в "кущах", шалашах (-> Шатер), сооруж. из ветвей пальм и других листв. деревьев; шалаши, к-рые символизировали защиту Господа (Ps 26:5; Ps 30:21; Is 4:6), устанавливались на крышах домов, во дворах и на улицах, а также во дворе храма (Lv 23:40-43; Ne 8:14-17). В первые семь дней совершались многочисл. жертвоприношения (Nb 29:13-34); жертва восьмого дня (Nb 29:35-38) была подобна той, к-рая приносилась в праздник Труб (Nb 29:1-5) и в -> День очищения (Nb 29:7-11). Наряду с этим израильтяне совершали добровольные приношения; приносилась также жертва первых плодов как благодарение за Божье благословение (Lv 23:38; Dt 16:16.17; Dt 26:1-11). К радостной жертв. трапезе во время П.К. следовало приглашать левитов и пришельцев (Dt 26:11).
IV. ПОЗДНЕЙШИЕ ДОПОЛНЕНИЯ
1) со временем число обрядов, связ. с П.К., увеличилось (см. Bill II,774-812). В период правления Маккавеев появился праздничный "жезл" (лулав) из пальмовой ветви, обвитой миртом и вербой; его держали в правой руке, а в левой - ветвь лимонного дерева (этрог) (2M 10:6.7). Упоминается также о хождении (священников?) с ветками вербы вокруг жертвенника;
2) во время праздника при восходе солнца в каждый из семи дней один из священников наполнял золотой сосуд емкостью в три лога (ср. Меры длины, площади, объема и веса, I,4б) водой из Силоамского источника. Когда он входил в храм, его трижды приветствовали звуками труб. Воду и вино одноврем. выливали в две стоявшие на жертвеннике чаши с отверстиями, через к-рые жидкость просачивалась в землю. Принято считать, что ритуал возлияния воды связан с текстом Is 12:3, где сказано: "И в радости будете почерпать воду из источников спасения". С этого времени иудеи возобновляли просьбы о ниспослании дождя, к-рые исключались из молитв с первого дня Пасхи до восьмого дня П.К. В связи с обрядом возлияния воды Иисус во время П.К. обещал дар живой воды всем верующим (Jn 7:37.38);
3) особо радостными во время П.К. были ночные действа во дворе женщин (-> Храм). Двор освещался четырьмя большими золотыми светильниками. Вокруг них с хвалебными песнопениями под музыку, исполняемую левитами, с факелами в руках танцевали почетные горожане, священники и раввины. Левиты стояли на 15 ступенях, к-рые вели во двор израильтян. Возм., именно эта праздничная иллюминация открылась взорам Иисуса, когда по окончании П.К. Он возвестил: "Я свет миру" (Jn 8:12).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||