Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Слово Божье

I. СЛОВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Первонач. значение евр. слова давар ("вещь" и "слово") - "оборотная сторона", "подоплека", т.е. смысл какой-л. вещи, ее суть, то, что определяет ее внутр. характер. Слово давар означает не "слово" в грамматич. смысле, как часть предложения, а слово как живое высказывание, разговор, речь как слово, наполн. смыслом.
II. СЛОВО БОЖЬЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) "Слово Божие" как слово Бога. Если ВЗ говорит о "слове Божием" (только 6 раз) или о "слове Яхве", то это не описание некоего, ни к чему не обязывающего высказывания Бога, а выражение Его силы. Высшим выражением силы Божьего слова является сотворение мира по могуществ. слову Божьему, о чем сообщается в Писании (Genesis 1). По силе воздействия слово Божье подобно молоту, разбивающему скалу (Ieremiae 23:29). Слово Бога пребудет вечно (Isaiae 40:8), человек живет словом, исходящим из уст Господа (Deuteronomii 8:3). Не слушающий слова Господа подвергается суду Господню (Amos 8:11);
2) "Слово Божие" как слово пророков. Речь любого из пророков может быть названа "словом Божиим", если пророк выступает не от своего имени, а проповедует Божье откровение (1 Regum 22:19; Isaiae 7:7-17; Ieremiae 7:2-7). Пророки потому и являются пророками, что они возвещают слово Божье (Ieremiae 23:28; Ieremiae 27:18). Слово Божье само совершает то, для чего оно было послано (Isaiae 55:10). Этим истинное слово Божье отличается от ложного, а истинный пророк отличается от лжепророка. Поэтому в ответ тем, кто сомневается, можно ли называть слова, произнесенные человеком, словом Божьим, а также тем, кто говорит, что пророки могут заблуждаться, указывается на то, что истина слова Божьего и истинность пророка выявятся сами собой (2 Paralipomenon 18:24; ср. 2 Regum 9:36; Ieremiae 28:16);
3) "Слово Божие" как слово Библии. Если слово Божье зафиксировано в письм. виде (Exodus 24:4), то такая запись также называется Словом Божьим. Но записанное слово, ставшее "Священным Писанием", - это уже не то "Божие слово", каким оно выносится из живой встречи с Богом, а слово, превращенное в учебник или наставление (ср. Ieremiae 7:22). Если первонач. "слово Божие" было словом Бога в конкретной ситуации, то вместе с его письм. фиксацией и собиранием таких отдельных "слов" выражение "слово Божие" применительно к -> Священному Писанию может подразумевать как отдельное слово (Proverbiorum 13:13), так и собрание свящ. текстов в целом (2 Paralipomenon 29:15).
III. СЛОВО БОЖЬЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) в Евангелиях выражение "слово Божие" может употребляться в его в ветхозаветном значении, подразумевая откровение Бога отдельному человеку (Lucam 3:2) и являясь обозначением Божьей воли, зафиксированной в Законе (Marcum 7:13);
2) в остальных же случаях словосочетание "слово Божие" в НЗ получает совершенно новое, исключит. значение: оно стало означать то единств. Слово Божие, Которое есть Христос (Ioannem 1:14; Apocalipsys 19:13), или то, к-рое Бог сказал во Христе. Ключом к пониманию выражения "слово Божие" здесь является не "слово", а личность Иисуса и Его дело. В конечном итоге этим "словом Божиим" являются все события, связ. со смертью Иисуса и Его воскресением (-> Имена Иисуса Христа, III,В,2). Это не означает, что сказанное ранее слово Божье отменяется; речь не идет о "старом" и "новом" слове, как, например, в случае с -> заветом и -> сотворением мира. Это, скорее, слово Бога, исполн. в Иисусе Христе (Colossenses 1:25-27), Который Своими страданиями и смертью сказал последнее слово против греха, смерти и дьявола (Hebraeos 1:1-4; Hebraeos 2:14). Поэтому если Церковь говорит о "слове Божием", то подразумевает Иисуса Христа и Его соверш. ради нас подвиг спасения, к-рый должен быть проповедан и постигнут в вере. Это новозаветное слово Божье может называться и "словом о кресте" (1 Corinthios 1:18), "словом истины" (2 Corinthios 6:7), "словом жизни" (Philippenses 2:16), "словом примирения" (2 Corinthios 5:9), "словом спасения" (Actus 13:26), "словом благодати" (Actus 14:3); или просто "словом" (2 Timotheum 4:2), причем всегда подразумевается только одно "Слово Божие" - Христос, Его дело и Его жизнь. Евангелие потому является "словом Божьим", что сказавший это слово во Христе, есть Бог. На этом основана и его действенность. Оно возрастает Божьей силой (Actus 19:20), только через Бога оно достигает сердец слушателей (Colossenses 4:3), воздействует как благодать и жизнь (Actus 20:32; 1 Petri 1:23) и, наконец, оно и есть сама сила Божья (1 Corinthios 1:18), к-рая "острее всякого меча" (Ephesios 6:17; Hebraeos 4:12). Если человек позволяет слову Божьему вселиться в себя (Colossenses 3:16), он встает на путь спасения, и Божье откровение в полной мере проникает в его жизнь.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).