Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Видеть, зреть

I. Слова "видеть" и "зреть" ("глядеть") обозначают, в собственном смысле, восприятие окружающего мира телесными глазами (Mc 8:24), а кр. того, духовное познание (Ps 33:9). Самарянка видит, что Иисус - это Пророк (Jn 4:19), в то время как другие смотрят на Него и этого не видят (Mc 4:12; ср. 2Cor 4:4). Можно увидеть или не увидеть конкретное событие, как пережитое, так и известное из чужого опыта: смерть (Ps 88:49; Jn 8:51), тление (Act 13:36), голод и меч (Jér 5:12), Царство Божие и жизнь (Jn 3:3.36). Бог тоже видит, поскольку "образовавший глаз не увидит ли?" (Ps 93:9). Но в то время как человек видит только то, что воспринимается глазом, Бог прозревает сердца (1 Sam 16:7) и видит тайное (Mt 6:4). Иисус также видит сердечные помышления (Mt 9:4; Lc 9:47). Но самые глубокие тайны любви Божьей не видел ни один глаз (1Cor 2:9).
II. Слова "видеть" и "зреть" употребляются также в значении пророческого -> видения (Nombr 24:17; 1Rois 22:19; Is 6:1; Apoc 21:1); пророк именуется прозорливцем или провидцем (1 Sam 9:9; Is 30:10).
III. "Видеть свет" означает жить на земле (Job 3:16; Ps 48:20; Jn 11:9); но это словосочетание может употребляться и в значении: "получать помощь от Бога" (Job 33:28; ср. Ps 35:10).
IV: 1) узреть Бога (Mt 5:8) - стремление и надежда всех верующих (Job 19:26; Ps 10:7; Ps 16:15). Но то, что дано ангелам (Mt 18:10), остается недоступным для человека в этой жизни: никто не может узреть Бога, никто, кроме Его Сына, никогда не видел Его (Jn 1:18; Jn 5:37; Jn 6:46; 1Tim 6:16; 1Jean 4:12), - но видевший Иисуса, видел Отца (Jn 12:45; Jn 14:9). Созерцание Бога превышает силы смертного человека, поэтому увидевший Бога должен умереть (Ex 19:21; Ex 33:20; Jug 13:22); в ВЗ это правило частично распространяется и на внутреннее помещение Святилища (Святое Святых), в к-ром обитает Бог и на к-рое без покрова могут смотреть только священники, а также на ковчег завета (Nombr 4:19.20; 1 Sam 6:19). "Мы ходим верою, а не видением" (2Cor 5:7), мы должны любить Бога, Которого не видим (1Jean 4:20), и полностью доверять Ему, как если бы мы Его видели (Hébr 11:27). Только рабы Божьи "узрят лице Его" (Apoc 22:4); чистые сердцем увидят Его (Mt 5:8), как Он есть (1Jean 3:2), "лицем к лицу" (1Cor 13:12); а без святости никто не увидит Господа (Hébr 12:14);
2) но если Бог и обитает в неприступном свете (1Tim 6:16), то все же время от времени Он одаряет отдельных людей Своими явлениями. Тогда люди говорят, что они видели Бога. Моисей, Аарон и старейшины Израилевы видели Бога на горе Синай (Ex 24:10), а Моисей, о к-ром сказано, что он видел образ Господа (Nombr 12:8; ср. Nombr 14:14), получил позволение, по крайней мере, посмотреть вслед Ему, когда попросил, чтобы Бог показал Ему Свою славу (Ex 33:18-23). Во сне Иаков увидел Господа (Gen 28:12-15), а после своей ночной схватки с Ним он свидет-вовал: "я видел Бога лицем к лицу" (Gen 32:30). Это, скорее, следует понимать как ощущение помощи Божьей, чем реальное зрительное восприятие (ср. Job 42:5). Вопрос в Ps 41:3: "Когда прийду и явлюсь пред лице Божие?" - выражает жажду псалмопевца узреть святилище Господне, принять участие в богослужении (ср. Ps 41:5; Ps 42:3; а также Job 33:26). Исаия в своем видении созерцал Господа с Его ангельским воинством в храме (Is 6), а Иезекииль зрел славу Господню (Ez 1:1 - Ez 3:1; Ez 8:1 - Ez 11:1; Ez 43:1). Подобное видение было и у Иоанна на о. Патмос (Apoc 4). Однако все пророки созерцали не сущность невидимого Бога (1Tim 6:16), а то, что названо "видением подобия славы Господней" (Ez 2:1).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).