Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Видеть, зреть

I. Слова "видеть" и "зреть" ("глядеть") обозначают, в собственном смысле, восприятие окружающего мира телесными глазами (Marco 8:24), а кр. того, духовное познание (Salmi 33:9). Самарянка видит, что Иисус - это Пророк (Giovanni 4:19), в то время как другие смотрят на Него и этого не видят (Marco 4:12; ср. Corinzi 2 4:4). Можно увидеть или не увидеть конкретное событие, как пережитое, так и известное из чужого опыта: смерть (Salmi 88:49; Giovanni 8:51), тление (Atti 13:36), голод и меч (Geremia 5:12), Царство Божие и жизнь (Giovanni 3:3.36). Бог тоже видит, поскольку "образовавший глаз не увидит ли?" (Salmi 93:9). Но в то время как человек видит только то, что воспринимается глазом, Бог прозревает сердца (Samuele 1 16:7) и видит тайное (Matteo 6:4). Иисус также видит сердечные помышления (Matteo 9:4; Luca 9:47). Но самые глубокие тайны любви Божьей не видел ни один глаз (Corinzi 1 2:9).
II. Слова "видеть" и "зреть" употребляются также в значении пророческого -> видения (Numeri 24:17; Re 1 22:19; Isaia 6:1; Apocalisse 21:1); пророк именуется прозорливцем или провидцем (Samuele 1 9:9; Isaia 30:10).
III. "Видеть свет" означает жить на земле (Giobbe 3:16; Salmi 48:20; Giovanni 11:9); но это словосочетание может употребляться и в значении: "получать помощь от Бога" (Giobbe 33:28; ср. Salmi 35:10).
IV: 1) узреть Бога (Matteo 5:8) - стремление и надежда всех верующих (Giobbe 19:26; Salmi 10:7; Salmi 16:15). Но то, что дано ангелам (Matteo 18:10), остается недоступным для человека в этой жизни: никто не может узреть Бога, никто, кроме Его Сына, никогда не видел Его (Giovanni 1:18; Giovanni 5:37; Giovanni 6:46; Timoteo 1 6:16; Giovanni 1 4:12), - но видевший Иисуса, видел Отца (Giovanni 12:45; Giovanni 14:9). Созерцание Бога превышает силы смертного человека, поэтому увидевший Бога должен умереть (Esodo 19:21; Esodo 33:20; Giudici 13:22); в ВЗ это правило частично распространяется и на внутреннее помещение Святилища (Святое Святых), в к-ром обитает Бог и на к-рое без покрова могут смотреть только священники, а также на ковчег завета (Numeri 4:19.20; Samuele 1 6:19). "Мы ходим верою, а не видением" (Corinzi 2 5:7), мы должны любить Бога, Которого не видим (Giovanni 1 4:20), и полностью доверять Ему, как если бы мы Его видели (Ebrei 11:27). Только рабы Божьи "узрят лице Его" (Apocalisse 22:4); чистые сердцем увидят Его (Matteo 5:8), как Он есть (Giovanni 1 3:2), "лицем к лицу" (Corinzi 1 13:12); а без святости никто не увидит Господа (Ebrei 12:14);
2) но если Бог и обитает в неприступном свете (Timoteo 1 6:16), то все же время от времени Он одаряет отдельных людей Своими явлениями. Тогда люди говорят, что они видели Бога. Моисей, Аарон и старейшины Израилевы видели Бога на горе Синай (Esodo 24:10), а Моисей, о к-ром сказано, что он видел образ Господа (Numeri 12:8; ср. Numeri 14:14), получил позволение, по крайней мере, посмотреть вслед Ему, когда попросил, чтобы Бог показал Ему Свою славу (Esodo 33:18-23). Во сне Иаков увидел Господа (Genesi 28:12-15), а после своей ночной схватки с Ним он свидет-вовал: "я видел Бога лицем к лицу" (Genesi 32:30). Это, скорее, следует понимать как ощущение помощи Божьей, чем реальное зрительное восприятие (ср. Giobbe 42:5). Вопрос в Salmi 41:3: "Когда прийду и явлюсь пред лице Божие?" - выражает жажду псалмопевца узреть святилище Господне, принять участие в богослужении (ср. Salmi 41:5; Salmi 42:3; а также Giobbe 33:26). Исаия в своем видении созерцал Господа с Его ангельским воинством в храме (Isaia 6), а Иезекииль зрел славу Господню (Ezechiele 1:1 - Ezechiele 3:1; Ezechiele 8:1 - Ezechiele 11:1; Ezechiele 43:1). Подобное видение было и у Иоанна на о. Патмос (Apocalisse 4). Однако все пророки созерцали не сущность невидимого Бога (Timoteo 1 6:16), а то, что названо "видением подобия славы Господней" (Ezechiele 2:1).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).