душа — этим словом обозначаются два понятия: жизнь человека (Быт 2.7; 3Ц 19.4; Иез 32.10; Мф 2.20; Лк 12.20; 21.19; Деян 4.32) и отдельная человеческая особь, личность (Быт 9.15; 46.26; Иез 27.13; Деян 2.41; 3.23). Писание говорит, что душа находится в крови живого существа и в этом смысле её имеют также и животные (Лев 17.14). Из Лев 17.12-13 следует, что душа животного после его смерти остаётся в его крови и вместе с телом возвращается в землю. В соответствии с Быт 1.30 растительная пища была дана только тем животным, в которых «душа живая». Только этих животных (и птиц) человек в дальнейшем употреблял в пищу и для жертвоприношений. Ничего подобного не сказано о хищных животных, которые поедают чужую плоть вместе с кровью, то есть вместе с её душой. Можно предположить, что в крови (жизни) хищников нет души, как и в прочих более низких живых существах с кровью в их жилах. В Быт 1.26-28 и Быт 2.7 говорится о разных фазах творения человека (см.). В первой фазе Бог сотворил мужчину и женщину, но не вдунул в них душу, как и в животных, а предложил им плодиться и размножаться, наполнять Землю и владеть ею и всеми животными. Допустимо предположить, что душа (жизнь) этого человека стала похожа на душу (жизнь) травоядных животных, о которых говорилось выше. Во второй фазе Бог сотворил человека без женщины, вдунул в него душу и поместил его отдельно, в раю, который специально насадил для этого на Востоке, а когда понадобилось, привёл к нему всех животных (Быт 2.19). Но после того, как среди них не нашлось ему подходящего помощника, Бог создал из ребра самого Адама женщину, которая ему подошла. После грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая в общую землю для возделывания её (Быт 3.23). Тут и соединились два человека-бывшие на земле «сыны и дочери человеческие» и вышедшие из рая «сыны Божии» (Быт 6.2,4). Душа потомков Адама, данная ему Богом особо, видимо, отличала самого Адама от того, другого человека. Отличие это заключалось в том, что душа Адама как особый дар Божий вечна. Её, в отличие от тела, убить нельзя, после смерти тела она возвращается к своему Творцу, Который дал её (Ек 12.7). Никаким анализом или исследованием невозможно определить наличие (или отсутствие) души в крови и это есть одна из величайших тайн Божиих, как и сама жизнь. Но на Земле теперь качественно разные (временные и вечные) души перемешаны. В конце времён восстанут только вечные. В Мф 10.28 «погубить душу» не значит уничтожить её, но ввергнуть в геенну (Лк 12.5), в которой она будет мучиться вечно (От 14.10-11). Христос на кресте обещал взять разбойника с Собой в рай (Лк 23.43). Ясно, Он говорил о его душе, которая будет там вечно блаженствовать. В отношении вечной души фактор времени не имеет значения. Бог сказал Адаму: « в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт 2.17). Но после «вкушения» от дерева познания добра и зла Адам жил еще 930 лет (Быт 5.5). Так же и в случае обещания Христа разбойнику («ныне же будешь со Мною в раю») это «ныне» могло наступить только через 40 дней (Деян 1.3), в которые Господь оставался на земле. (См. Адам, время, конец, кровь, жизнь, рай, смерть, творение, человек).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||