смерть — прекращение или отсутствие жизни, отделение души от тела. Смерть не была создана Богом. Сотворив человека (Адама) прекрасным, Бог лишь предупредил его, что он умрёт, если проявит непослушание, отойдёт от заповеди Божией, оставит Бога. И человек пошёл именно по этому пути (Ек 7.29; Рим 5.12). Не известно, сколько времени до этого Адам жил в раю, но он, видимо, обладал бессмертием, ибо мог вкушать и от дерева жизни (Быт 2.9,16-17). О его знакомстве с бессмертием говорит и тот факт, что у рая на пути к дереву жизни после изгнания Адама была поставлена охрана (Быт 3.24). Адам умер в тот же день, как только вкусил от запретного дерева, то есть в нём моментально возникла и осталась навсегда смерть, он перестал быть прежним Адамом, хотя проявлял признаки жизни еще 930 лет (Быт 5.5). Хотя Адам продолжал жить, тело его стало смертным, то есть обладающим всеми теми ужасными недостатками и порчей, которые мы — его потомки, так хорошо знаем по себе. И это есть последствие, а не причина смерти (momento mori). После грехопадения Адам стал рождать (производить) от Евы детей по своему (а не Божиему!) подобию (Быт 5.3) и мы, его потомки, носим в себе, вопреки избитому шаблону, не Божий образ, а Адамов. Образ Божий возвращает Христос избранным Божиим. Таким образом смерть стала царствовать в мире. Но это не окончательная смерть, ибо душа (см.) потомков Адама с телом не умирает. Есть ещё вторая смерть (От 2.11; 20.6,14-15; 21.8, ср. Лк 12.4-5) — вечное пребывание в мучениях и без Бога. Только верующий в Иисуса Христа — Спасителя души человеческой, не умирает (Ин 6.50-51; 11.26; Рим 8.13), такой человек переходит из состояния или подверженности смерти (чем является наша внешняя жизнь) в жизнь истинную (Ин 5.24; 1Ин 3.14). Господь победил смерть и держит в Своих руках ключи смерти и ада (1Тим 1.10; От 1.18). В Писании есть указания на то, что не все поголовно будут оживлены в конце веков (Пс 48.20-21; 91.8; Ис 26.14; Иер 51.39,57; Дан 12.2); по-видимому, есть категория людей, которые были, и пройдут как небывшие (Авд. 1.16).
Первым умершим человеком на Земле был Адам (Писание говорит только о нём, см. человек), первым убитым — его сын Авель (Быт 4.8). Затем Господь, из-за крайнего развращения людей, (Быт 6.5,7) уничтожил потопом всё живое на земле (см.) и всех потомков Адама, кроме находившихся в ковчеге с Ноем (Быт 7.22-23). После этого Господь поклялся больше не уничтожать всего живущего на земле (Быт 8.21-22), но люди, в силу вошедшего в них греха, продолжали и продолжают до сих пор во всё увеличивающихся масштабах убивать друг друга, погибать при несчастных случаях и просто умирать.
В Священном Писании отмечены следующие случаи смерти (гибели, убийства, поражения) отдельных людей, групп людей, городов (после упомянутых выше) и сосчитать их невозможно:
- Содом и Гоморра (Быт 19.25),
- Сарра (Быт 23.2),
- Авраам (Быт 25.8),
- Измаил (Быт 25.17),
- жители Сихема (Быт 34.25),
- Девора (Быт 35.8),
- Рахиль (Быт 35.19),
- Исаак (Быт 35.29),
- Ир (Быт 38.7),
- Онан (Быт 38.10),
- Иаков (Быт 49.33),
- Иосиф (Быт 50.26),
- все братья Иосифа (Исх 1.6),
- Египтянин (Исх 2.12),
- царь египетский (Исх 2.23),
- все, искавшие души Моисея (Исх 4.19),
- все первенцы в Египте (Исх 12.29),
- 3000 (Исх 32.28),
- Надав и Авиуд (Лев 10.2),
- 10 из разведчиков земли (Чис 14.37),
- 14700 (Чис 16.49),
- Корей, Дафан, Авирон и 250 (Чис 16.33,35),
- Мариамь (Чис 20.1),
- Аарон (Чис 20.28),
- 24000 (Чис 25.9),
- Зимри и Хазва (Чис 25.14),
- Салпаад (Чис 27.3),
- Мадианитяне, в том числе пленные мальчики и замужние женщины (Чис 31.7-8,17),
- Моисей (Вт 34.5),
- все взрослые, вышедшие из Египта (Нав 5.4),
- 36 Израильтян (Нав 7.5),
- Ахан с семьёй (Нав 7.24-25),
- жители Гая (Нав 8.22,25),
- Аморреи под Гаваоном (Нав 10.10-11),
- 5 царей (Нав 10.26),
- Макед (Нав 10.28),
- Ливна (Нав 10.30),
- Лахис (Нав 10.32),
- Газер (Нав 10.33),
- Еглон (Нав 10.35),
- Хеврон (Нав 10.37),
- Давир (Нав 10.39),
- вся земля от Кадес-Варни до Газы (Нав 10.40-41),
- Хананеи (Нав 11.8),
- Асор (Нав 11.10-11),
- Енакимы (Нав 11.21),
- Сигон и Ог (Нав 12.6),
- 31 царь (Нав 12.9-24),
- И. Навин (Нав 24.29),
- 10000 (Суд 1.4),
- Адони-Везек (Суд 1.7),
- Шешай, Ахиман, Фалмай (Суд 1.10),
- Цефаф (Суд 1.17),
- Гофониил (Суд 3.11),
- Еглон (Суд 3.21),
- 10000 (Суд 3.29),
- 600 (Суд 3.31),
- Аод (Суд 4.1),
- весь народ Сисары (Суд 4.13,16),
- Сисара (Суд 4.21),
- Иавин (Суд 4.24),
- Орив и Зив (Суд 7.25),
- 120000 (Суд 8.10),
- стан (Суд 8.11),
- Сокхоф (Суд 8.16),
- Пенуэл (Суд 8.17),
- братья Гедеона (Суд 8.18-19),
- Зевей и Салман (Суд 8.21),
- Гедеон (Суд 8.33),
- 70 братьев (Суд 9.5),
- Сихем (Суд 9.45),
- около 1000 (Суд 9.49),
- Фола (Суд 10.2),
- Иаир (Суд 10.5),
- дочь Иеффая (Суд 11.39),
- 42000 (Суд 12.6),
- Иеффай (Суд 12.7),
- Есевон (Суд 12.10),
- Елон (Суд 12.12),
- Авдон (Суд 12.15),
- 30 (Суд 14.19),
- 1000 (Суд 15.15),
- Филистимляне в доме (Суд 16.26,30),
- Самсон (Суд 16.30),
- Лаис (Суд 18.27),
- наложница (Суд 19.28),
- 22000 (Суд 20.21),
- 18000 (Суд 20.25),
- до 30 человек (Суд 20.31),
- 25100 (Суд 20.35,44-46),
- весь город (Суд 20.37,48),
- Елимелех (Руф 1.3),
- Махлон и Хилеон (Руф 1.5),
- 4000 (1Ц 4.2),
- 30000 (1Ц 4.10),
- Офни и Финеес (1Ц 4.11),
- Илий (1Ц 4.18),
- жена Финееса (1Ц 4.20),
- 50070 (1Ц 6.19),
- 20 (1Ц 14.14),
- Голиаф (1Ц 17.50),
- 85 священников в Номве (1Ц 22.18),
- Номва (1Ц 22.19),
- Самуил (1Ц 25.1),
- жители южных земель (1Ц 27.9,11),
- Амаликитяне (1Ц 30.17),
- сыновья Саула и оруженосец (1Ц 31.5),
- множество народа (2Ц 1.4),
- убивший Саула (2Ц 1.15),
- 24 юноши (2Ц 2.14-16),
- Асаил (2Ц 2.23),
- 19 (2Ц 2.30),
- 360 (2Ц 2.31),
- Авенир (2Ц 3.27),
- Иевосфей (2Ц 4.7),
- Рихав и Баана (2Ц 4.12),
- Оза (2Ц 6.7),
- 22000 (2Ц 8.5),
- Урия (2Ц 11.17),
- дитя Давида (2Ц 12.18),
- Амнон (2Ц 13.28-29),
- 2000 (2Ц 18.7),
- Авессалом (2Ц 18.15),
- Иесвий (2Ц 21.17),
- Сафут (2Ц 21.18),
- Голиаф Гефянин (2Ц 21.19),
- шестипалый Рефаим (2Ц 21.21),
- 800 (2Ц 23.8),
- Филистимляне (2Ц 23.10),
- 300 (2Ц 23.18),
- видный Египтянин (2Ц 23.21),
- 70000 (2Ц 24.15),
- Давид (3Ц 2.10),
- Адония (3Ц 2.25),
- Иоав (3Ц 2.34),
- Семей (3Ц 2.46),
- сын женщины (3Ц 3.19),
- Хананеи в Газере (3Ц 9.16),
- все мужского пола в Идумее (3Ц 11.15),
- Авия (3Ц 14.1,17),
- Иеровоам (3Ц 14.20),
- Ровоам (3Ц 14.31),
- Авия (3Ц 15.8),
- Аса (3Ц 15.24),
- Нават (3Ц 15.28),
- весь дом Иеровоама (3Ц 15.29),
- Вааса (3Ц 16.6),
- Ила (3Ц 16.10),
- весь дом Ваасы (3Ц 16.11),
- Фамний (3Ц 16.22),
- Амврий (3Ц 16.28),
- Авирам и Сегуб (3Ц 16.34),
- пророки Господни (3Ц 18.4,13),
- 450 и 400 (3Ц 18.9,40),
- пророки (3Ц 19.14),
- Навуфей (3Ц 21.13),
- Ахав (3Ц 22.37),
- Иосафат (3Ц 22.50),
- два пятидесятка (4Ц 1.10,12),
- Охозия (4Ц 1.17),
- сын пророческий (4Ц 4.1),
- сын Сонамитянки (4Ц 4.20),
- сановник (4Ц 7.17),
- Венадад (4Ц 8.15),
- Идумеи (4Ц 8.21),
- Иорам (4Ц 8.24),
- Иорам (4Ц 9.24),
- Охозия (4Ц 9.27),
- Иезавель (4Ц 9.33),
- 70 сыновей Ахава (4Ц 10.7),
- оставшиеся из дома Ахава (4Ц 10.11),
- 42 брата Охозии (4Ц 10.13-14),
- оставшиеся у Ахава в Самарии (4Ц 10.17),
- все служители Ваала (4Ц 10.21,25),
- Ииуй (4Ц 10.35),
- Гофолия (4Ц 11.16),
- Матфан (4Ц 11.18),
- Иоас (4Ц 12.20),
- Иоахаз (4Ц 13.9),
- Иоас (4Ц 13.13),
- Елисей (4Ц 13.14),
- убийцы Иоаса (4Ц 14.5),
- 10000 (4Ц 14.7),
- Амасия (4Ц 14.19),
- Иеровоам (4Ц 14.29),
- Азария (4Ц 15.7),
- Захария (4Ц 15.10),
- Селлум (4Ц 15.14),
- Типсах (4Ц 15.16),
- Менаим (4Ц 15.22),
- Факия (4Ц 15.25),
- Факей (4Ц 15.30),
- Иоафам (4Ц 15.38),
- Рецин (4Ц 16.9),
- Ахаз (4Ц 16.20),
- Сеннахирим (4Ц 19.37),
- Езекия (4Ц 20.21),
- Манассия (4Ц 21.18),
- Аммон (4Ц 21.23),
- убийцы Аммона (4Ц 21.24),
- Иосия (4Ц 23.29),
- Иоахаз (4Ц 23.34),
- Иоаким (4Ц 24.6),
- сыновья Седекии (4Ц 25.7),
- 67 (4Ц 25.19-21),
- много Агарян (1Пар 5.22),
- девять сыновей Ефрема (1Пар 7.20-21),
- 300 (1Пар 11.11),
- 40000 и Совак (1Пар 19.18),
- 500000 Израильтян (2Пар 13.7),
- Ефиопляне (2Пар 14.13),
- Аммонитяне, Моавитяне и жители горы Сеир (2Пар 20.22-24),
- братья Иорама и князья (2Пар 21.4),
- князья и сыновья братьев Охозии (2Пар 22.8),
- все царское племя (2Пар 22.10),
- Захария (2Пар 24.21; Мф 23.25),
- пророки (Неем 9.26),
- Аман (Есф 7.10),
- неприятели Иудеев (Есф 9.5),
- 500 (Есф 9.6),
- 10 сыновей Амана (Есф 9.10),
- 300 (Есф 9.15),
- 75000 (Есф 9.16),
- слуги и дети Иова (Иов 1.15-19),
- Иов (Иов 42.17),
- народ (Ис 14.20),
- Урия (Иер 26.23),
- Анания (Иер 28.17),
- Годолия, Иудеи и Халдеи (Иер 41.2-3),
- 70 пришедших (Иер 41.7),
- все иерусалимляне (Плач 2.21-22),
- все без знака (Иез 9.6),
- много (Иез 11.6),
- Фалтия (Иез 11.13),
- те, которые бросали в печь (Дан 3.22),
- Валтасар (Дан 5.30),
- на пути (Ос 6.9),
- юноши (Ам 4.10),
- младенцы Вифлеема (Мф 2.16),
- искавшие души Младенца (Мф 2.20),
- Иоанн Креститель (Мф 14.10),
- рабы (Мф 22.6),
- пророки, мудрые и книжники (Мф 23.34),
- Галилеяне (Лк 13.1),
- восемнадцать (Лк 13.4),
- Анания (Деян 5.5),
- Сапфира (Деян 5.10),
- Февда (Деян 5.36),
- Иуда Галилеянин (Деян 5.37),
- предвозвестившие (Деян 7.52),
- Стефан (Деян 7.60),
- Иаков (Деян 12.2),
- Ирод (Деян 12.23),
- многие святые (Деян 26.10),
- пророки (Рим 11.3),
- Антипа (От 2.13),
- два свидетеля (От 11.7).
Все верующие умирают для греха, чтобы жить со Христом в Боге (
Рим 6.2;
7.4;
Кол 3.3).
В Священном Писании упоминаются следующие люди, которые покончили с собой: Авимелех (
Суд 9.54), Самсон (
Суд 16.30), Саул и его оруженосец (
1Ц 31.4-5), Ахитофел (
2Ц 17.23), Замврий (
3Ц 16.18), Иуда Искариот (
Мф 27.5;
Ин 17.21).
Есть такие, которые не видели смерти и были взяты на небо: Енох (
Быт 5.24), Илия (
4Ц 2.11), некоторые (
Мф 16.28), Мелхиседек (
Евр 7.3), младенец (
От 12.5).
И есть трое, которые живыми ушли в преисподнюю: Корей, Дафан и Авирон (
Чис 16.27-33).
Два свидетеля Божиих, после того как они ожили, были взяты на небо (
От 11.12).
Кровь всех убитых на земле найдена в Вавилоне, но не земном, а духовном (
От 18.24, ср.
Мф 23.35).
В этом потоке смерти грешные люди убили и Самого Начальника жизни — Иисуса Христа (
Деян 2.23;
10.39), но на то была Его воля (
Ин 10.18). И потому смерть не удержала Его, Он воскрес силою Божиею (
Деян 3.15). И хотя были воскрешённые и до Него (см.
воскресение), Он явился первенцем среди истинно воскресших, ибо Своей смертью и воскресением Он уничтожил саму смерть, дав жизнь (истинную, вечную) всем верующим в Него (
1Кор 15.20-23). (См.
бессмертие,
время,
душа,
рай,
человек).