Библия-Центр
РУ

Библейский Словарь Вихлянцева

В.П. Вихлянцев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Прил.1
Прил.2
Прил.3
Прил.4
Прил.5
Прил.6
Прил.7
Прил.8
Прил.9
Прил.10
Прил.11
Прил.12

Иерусалим (основание мира или безопасное жилище) — главный город образовавшегося при Давиде Израильского царства и духовный центр всех верующих в истинного Бога: «Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима» (Ис 2.3). Величайший из царей Давид, расширяя своё царство, взял крепость Сион (2Ц 5.7), располагавшуюся на одноимённой горе и бывшую частью Иевуса (см.), населённого Иевусеями, и тем положил основание Иерусалиму (примерно в 1002 г. до РХ). Ещё раньше, по смерти И. Навина, Израильтяне взяли Иерусалим, сожгли его, но Иевусеи продолжали там жить и после этого (Суд 1.8,21). Сын Давида Соломон построил в Иерусалиме храм Господу, в который был перенесён ковчег, и в который приходили на поклонение живому, истинному Богу люди со всех концов земли (см.). Иерусалим имеет множество и других названий:

Иерусалим достался колену Вениаминову, но был расположен на границе с уделом Иудиным и сделался столицей Иудейского царства, объединившего эти два колена, когда остальные десять колен после смерти Соломона отделились. Иерусалим расположен вокруг гор Сион (собственно город Давидов) и Мориа, расположенной на северо-восток от Сиона. Эти две горы в древности были соединены мостом и обнесены стенами. В дальнейшем город распространялся ещё дальше на север и его стены несколько раз перестраивались. Иерусалим, расположенный на горах, особенно крутых с южной стороны, считался всегда очень надёжной крепостью, но в своей истории подвергался многим нашествиям и разграблениям:

  • египетским царём Сусакимом около 928 г. до РХ (3Ц 14.25-26),
  • Филистимлянами и арабами около 845 г. до РХ (2Пар 21.16-17),
  • сирийцами около 803 г. до РХ (2Пар 24.22-23),
  • израильским царём Иоасом около 790 г. до РХ (4Ц 14.13-14),
  • снова египетским царём Нехао около 608 г. до РХ (2Пар 36.3-4) и, наконец,
  • Халдеями под предводительством Навуходоносора (см.) в 606 г. и 586 г. до РХ (2Пар 36.6-7,10,13-20).

В этот последний раз Иерусалим и его храм были разрушены до основания, но через 70 лет — в 536 г. до РХ часть Иудеев по повелению персидского царя Кира вернулась с Зоровавелем в Иерусалим и в период с 520 г. до 516 г. до РХ храм и частично город были восстановлены. В 332 г. до РХ Иерусалим был взят (но на этот раз не разрушен) Александром Великим, а после его смерти захвачен около 301 г. до РХ одним из его преемников — Птолемеем, царём египетским. В 198 г. до РХ Иерусалим захватил Антиох Великий из династии селевкидов, а в 178 г. до РХ Антиох Епифан подверг Иерусалим разрушению и осквернил храм, поставив в нём чуждые алтари и начав приносить в жертву свиное мясо (подражая некоторым греческим культам). В 165 г. до РХ Иерусалим вновь обрёл независимость и в течение 100 лет управлялся потомками братьев Маккавеев. В 63 г. до РХ город был взят Римлянами под предводительством Помпея. Вступивший с их дозволения на престол в Иерусалиме в 37 г. до РХ Ирод Великий приложил много стараний к восстановлению города и храма. Около 20 г. до РХ он начал основательную перестройку храма (Ин 2.20), обильно украшая его драгоценными камнями и золотом, но в 70 г. по РХ, как и было предсказано Господом, город и храм (в ходе так называемой Иудейской войны) были до основания, более жестоко, чем когда-нибудь ранее, разрушены Римлянами под водительством будущего императора Тита. Уцелели лишь три башни и часть западной стены, известная ныне как «стена плача», в которой по народному преданию есть несколько камней из храма Зоровавеля, а может быть и первого. В 135 г. некто Баркохба, выдавая себя за Мессию, поднял мятеж Иудеев против Римлян и те в отместку вновь разрушили Иерусалим, убили более 580 тыс. человек, а место, где был храм, вспахали плугом. По приказу императора Адриана место было названо Элия Капитолина и появление в этом городе Иудеям было запрещено под страхом смерти. Для дополнительного осквернения бывшего места храма там был заложен храм Юпитеру. В 326 г. при императоре Константине Иерусалим вновь получил своё прежнее название, но, когда в 363 г. при Юлиане Отступнике была предпринята попытка восстановления храма на прежнем месте, основание его было, по свидетельству многих очевидцев, разрушено землетрясением и огнём, вышедшим из земли.

В 637 г. Иерусалим был захвачен магометанами под предводительством калифа Омара и с тех пор остаётся под их владычеством. Современные стены Иерусалима были построены в 1542 г., а на месте храма высятся теперь две мечети. Но значение Иерусалима для всякого верующего человека в другом. Он символ града Бога живого, Небесного Иерусалима (Евр 12.22; От 3.12), нового, сходящего с неба (От 21.2), города будущей жизни. (См. Зилот, храм).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Прил.1
Прил.2
Прил.3
Прил.4
Прил.5
Прил.6
Прил.7
Прил.8
Прил.9
Прил.10
Прил.11
Прил.12

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).