храм — центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Ц 5.5), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2Пар 3.1), затем возобновлённый Зоровавелем и перестроенный Иродом (см. ниже). Храм заменил скинию (см.), когда израильский народ после сорокалетнего хождения по пустыням обосновался на Ханаанской земле.
Храмом в Священном Писании называется и скиния, явившаяся его прообразом (1Ц 1.9; 3.3; Пс 5.8; 26.4; 137.2), а также дела и сами тела отдельных верующих (1Кор 3.16-17; 6.19), и Сам Господь Бог, и Агнец Его (От 21.22; в этом же смысле нужно понимать и другие упоминания храма в книге Откровение).
В отношении Иерусалимского храма этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Ц 6.5,17,22; 2Пар 3.13) и всё здание целиком (3Ц 6.10 и др.), так и весь комплекс построек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господь учил в храме (Лк 19.45,47), то имеются в виду только дворы (возможно, только внешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определённо не входил во внутренний двор и в само здание храма (также см. Лк 2.27,37; 18.10; Деян 3.1; 5.20,25; 21.26-30; 22.17; 24.18; 26.21). В связи с этим следует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви или католические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверны, даже нелепы, ибо внутрь здания (очень небольшого по размерам и тёмного — см. ниже) никто кроме священников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.
Храм во многих местах называется также домом Божиим и домом Господним.
1. Храм Соломона.
Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам, как Солнце по сравнению с мелкими звёздами. Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали (Езд 3.12).
На храм было израсходовано (по 1Пар 22.14; 29.4,7): 3888,03 т золота, 36612 т серебра, много больше 648 т меди и более 3600 т железа (см. 3Ц 7.47; 1Пар 22.14; железо). Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней — см. 1Пар 29.1,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и подённого рабочего в 1 в. равнялась примерно 1 кг. серебра в год (см. деньги). (См. Соломон).
Конструктивные детали первого храма (центрального здания) описаны в 3Ц 6; 7.15-51; 2Пар 3.1 — 5.1. Он был длиною 35 м шириною 10 м и состоял из трёх частей: притвора — глубиной 5 м, средней части — глубиной 20 м и дальней части (Святого-святых, давира) — глубиной и высотой 10 м. Высота средней части была равна 15 м. Такой же высоты, по-видимому, был и притвор (по 2Пар 3.4 — 60 м).
Высота двух медных колонн, поддерживавших верхнюю часть притвора, была равна 9 м (3Ц 7.15; 4Ц 25.17; Иер 52.21) или 17,5 м (2Пар 3.15, но, может быть, здесь указана длина двух колонн). Если последняя цифра точнее предыдущей, то притвор был выше средней части здания храма и общий вид его был ступенчатый. Диаметр колонн равнялся двум метрам.
С трёх сторон храм охватывала пристройка в три этажа общей высотой 7,5 м. Слева от входа в храм (с южной стороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.
Каменные стены храма внутри и снаружи были выложены досками (3Ц 6.9,15).
На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна (3Ц 6.4).
Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего Солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда тёмным.
Перед Святым-святых (самым дальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник (3Ц 6.22). Все поверхности стен, потолка и пола храма были сплошь выложены золотом. Также был выложен золотом и притвор (и его верхняя часть — «горницы») (2Пар 3.4,9). Толщина этого покрытия в давире была 0,2 мм (2,9 г золота на кв. см.) (2Пар 3.8). Храм внутри и снаружи украшали резные изображения (3Ц 6.29) и драгоценные камни (2Пар 3.6).
Непосредственно к храму прилегал «священнический двор», а вокруг него был «большой двор» (2Пар 4.9), который был обнесён стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесён стеной, но был выше внешнего (3Ц 6.36; Иер 36.10).
В Библии упоминаются следующие ворота (см.) в ограде храма или в сопряжённых с ним городских стенах, положение которых в большинстве случаев теперь определить невозможно:
- верхние (возможно, выходящие на север) (4Ц 15.35; 2Пар 23.20; 27.3; Иер 20.2; Иез 9.2) (в 4Ц 11.6 названы Сур, а во 2Пар 23.5 — Иесод),
- внутренние (Иез 8.3,14) (возможно, предыдущие),
- восточные (Неем 3.29; Иез 8.16; 10.19; 11.1; 43.1; 46.1) (в 1Пар 9.18 названы царские, а в Иер 17.19 — сынов народа),
- Гаммифкад (Неем 3.31),
- жертвенника (Иез 8.5),
- новые (Иер 26.10; 36.10) (возможно, верхние),
- северные (Иер 8.14) (возможно, верхние),
- третий вход (Иер 38.14),
- Шаллехет (1Пар 26.16).
Перед входом в храм был установлен жертвенник всесожжений высотой 5 м и 10 м х 10 м в плане (
2Пар 4.1).
Храм строился 7,5 лет (
3Ц 6.1,38) и был освящён около 962 г. до РХ.
Этот великолепный храм уже при сыне Соломона был ограблен египетским царём Сусакимом (
3Ц 14.26), а остальные его сокровища царь Аса сам отдал сирийцам (
3Ц 15.18). Позже храм был восстановлен, но израильский царь Иоас снова его почти полностью ограбил (
4Ц 14.14). Затем его очистил иудейский царь Ахаз (
4Ц 16.8), а за ним — Езекия (
4Ц 18.15-16). Манассия окончательно осквернил храм (
4Ц 21.5,7,11). И вот пришёл суд. Навуходоносор при первом своём приходе забрал все имевшиеся тогда сокровища храма (
4Ц 24.13), а при втором (в 586 г. до РХ) — полностью разрушил его и сжёг (
4Ц 25.9). После этого, как видно из
Иер 41.5 Богослужение, по-видимому, было на некоторое время учреждено в Массифе (см.
Массифа,в).
2. Храм Зоровавеля.
В 536 г. до РХ персидский царь Кир разрешил Евреям, пленённым Навуходоносором, вернуться в Иудею и восстановить свой храм (
Езд 1.1-3). Зоровавель, возглавивший вышедших из плена, по возвращении в Иерусалим восстановил жертвенник (
Езд 3.2), а затем приступил и к восстановлению храма (
Езд 3.8). Однако работы эти вскоре остановились (
Езд 4.21), но, возможно, не полностью (
Езд 5.16). Они возобновились только при Дарии Гистаспе (см.
Персия) в 520 г. до РХ и были завершены через четыре года, то есть в 516 г. до РХ (
Езд 6.15).
По повелению Кира храм мог быть размерами 30 м высоты и 30 м в ширину (по-видимому, в любом направлении) (
Езд 6.3), но не известно, каким он был построен на самом деле. Известно только, что он выглядел весьма незначительным по сравнению с первым храмом (
Агг 2.3). В Мишне — одной из частей Талмуда сказано, что, поскольку ковчега не было в этом храме, в нём не было и Самого Бога.
Но через пророка Аггея было предсказано, что слава этого храма будет больше славы первого (
Агг 2.9). И действительно, несмотря на то, что он был осквернён Антиохом Епифаном в 167 г. до РХ (см.
обновления праздник), а затем почти полностью перестроен Иродом (см. ниже), в этом храме (Иерусалимском храме) проповедовал и учил Господь Иисус Христос.
После освобождения из вавилонского плена много Евреев осело также в Египте, где они в царствование Птоломея 7 (181-146 гг. до РХ) построили себе храм по образцу Соломонова в городе Леонтополе, который существовал не менее трёх столетий и в котором регулярно проводились Богослужения.
3. Храм Ирода.
Ирод Великий (см.
Ирод,а) на восемнадцатом году своего правления (то есть в 20 г. до РХ) начал перестройку храма. Многочисленные и довольно подробные сведения об этом имеются у И.Флавия, в Талмуде и других источниках.
Поскольку Евреи не согласились целиком снести храм Зоровавеля, чтобы построить новый, задуманный Иродом, он удалялся частями и заменялся новым. Строительство это не было полностью закончено ко времени Христа (
Ин 2.20), но завершилось только в 64 г., всего за шесть лет до полного разрушения храма.
По конструкции и внешнему виду храм был великолепен (
Мк 13.1). Его дворы были устроены террасами и здание храма стояло на самой верхней из них. Оно было построено на новом фундаменте из огромных белых мраморных плит. Его высота достигала 50 м, примерно такими же были и боковые размеры (с пристройками). Здание храма внутри и снаружи было выложено золотом и драгоценными камнями. Но Святое-святых как и во втором храме было пусто. Зато над входом в храм была укреплена огромная виноградная лоза из чистого золота с кистями в человеческий рост. Храм окружали несколько дворов: священников, Израильтян, женщин и язычников. Этот последний окружали великолепные портики (колоннады). Самый прекрасный из портиков — царский (на юге) состоял из пяти рядов колонн и был длиной 250 м. Восточный (или Соломонов) портик возвышался над глубокой Кедронской долиной и их угол, по-видимому, назван в
Мф 4.5 «крыло храма».
Главными из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота. Они были покрыты медью и потому иногда назывались Красные (
Деян 3.2,10).
Все дворы разделялись стенами. Между двором язычников и другими дворами была особо высокая стена, за которую фанатичные Евреи под страхом смертной казни никого из не Евреев не пускали (
Деян 21.27-29, ср.
Еф 2.14).
Поскольку храм со всеми его дворами занимал значительное пространство, равное нынешней площади Харам, через него, сокращая путь, люди иногда проходили из одной части города в другую. Это строго запрещалось. Не разрешалось также что-нибудь проносить через храм (
Мк 11.16), ходить в грязной обуви.
Этот величественный, но без Бога и превращенный в вертеп разбойников (
Мф 21.13) храм, как и предсказал Господь (
Лк 13.2), при взятии Иерусалима Титом был разрушен и сожжён, а его богатства вывезены в Рим. На его месте вскоре был построен храм Юпитеру, а в 691 г. — мусульманское святилище, сохранившееся доныне и известное как мечеть Омара. (См.
Иерусалим).
4. Храм Иезекииля.
В
Иез 40-43 описаны детали храма, который был показан пророку в видении в земле халдейской на двадцать пятом году пленения Иудеев.
Этот храм — величественное и стройное сооружение, со множеством вспомогательных помещений, размещенных в строгом порядке, не воплотился ни во втором, ни в третьем храме.
По-видимому, он и не является предвидением какого-то реального храма, ибо Господь упразднил всякое храмовое служение (
Ин 4.21-24). Апостол Иоанн также не видел на небе храма (
От 21.22). Но, поскольку сказано, что в этом храме Господь Бог будет жить вовеки (
Иез 43.7), он, по-видимому, является образом богопочитания еврейского народа на земле.