скиния (от греч. «скене» — шатёр) — походный храм израильского народа, построенный Моисеем у горы Синай по образцу, который был показан ему на горе (Исх 25.9,40; 26.30; 27.8). В 1Ц 1.9; 3.3 она так и названа храмом, а в других местах — домом Господним (1Ц 1.24; 3.15). Скиния была местом поклонения и встречи Израильтян с Богом. В узком смысле скинией является то покрывало из десяти отдельных полотен крученого виссона, голубой, пурпуровой и червленой шерсти с искусно вышитыми на них херувимами, которое первым натягивалось на остов из брусьев (Исх 26.1-6, ср. ст. 7; и Чис 4.25). Это первое покрывало (собственно скиния), покрывалось вторым — из козьей шерсти (Исх 26.7-13; 36.14-18), затем ещё двумя покрывалами из кож бараньих красных и из кож синих (козлиных или ещё каких-то, в оригинале не ясно) (Исх 26.24; 36.19). Опорой для них служили брусья, образующие стены скинии (Исх 26.15-25; 36.20-30). Каждый из этих брусьев был шириной 0,75 м и высотой 5 м, и если они устанавливались вплотную один к другому, то скиния в плане имела размеры 15 м х 6 м. Можно предположить и другое. Если первое покрывало, которое было общим размером 20 м х 14 м, натягивалось своим периметром на вертикально стоящие брусья, тогда скиния должна была быть в плане размером также 20 м х 14 м и это соответствовало бы Исх 26.12-13, ибо второе покрывало из козьей шерсти было общим размером 22 м х 15 м (то есть на метр шире и на два метра длиннее первого). Но это маловероятно, ибо все четыре покрова скинии при таких размерах имели бы большое провисание, а кроме того, между брусьями стен были бы просветы. Таким образом, следует предположить первое, а Исх 26.12-13 следует понимать как указание о разнице в размерах двух первых покрывал. Все брусья были покрыты золотом (Исх 26). Каждый брус (весом около 360 кг) устанавливался на двух массивных подножиях из серебра весом по 36 кг каждое и между собой брусья соединялись шестами, вкладываемыми в специальные кольца (Исх 26.26-29; 36.31-34). Они же, по-видимому, поддерживали и покровы. Спереди, кроме свешивающихся покрывал, скиния имела ещё завесу, укреплённую на пяти столбах (Исх 26.36-37; 36.37-38). Внутри скинии, как впоследствии и в храме, на расстоянии 2/3 общей глубины помещения от входа была вторая завеса, повешенная на четырёх столбах (Исх 26.31-32; 36.35-36). Первое помещение называлось святое и в нём устанавливались: справа от входа стол для хлебов предложения, слева — светильник, прямо перед завесой — жертвенник для курений (Исх 26.35). Помещение за завесой называлось Святое-святых и там помещался только один ковчег (Исх 26.33-34). Скиния устанавливалась прямо на землю, но сама она была внутри чрезвычайно богато украшена: все брусья, скрепляющие их шесты и столбы завес были обложены золотом; жертвенник курений и стол для хлебов предложения были красиво украшены золотом, а светильник чеканной работы был целиком сделан из золота; завесы и внутреннее покрывало (собственно скиния) были сотканы искусной работой и на них были вышиты изображения херувимов. Во святое могли входить только священники, во Святое-святых — только первосвященник один раз в год. Там, над херувимами очистилища Господь являлся Моисею и говорил с ним (Исх 25.22). Все, связанное со скинией, имело великое значение. Она была не просто местом для Богослужения еврейского народа, она являлась таинственным прообразом грядущего в мир Мессии — Спасителя и Господа Иисуса Христа, и не только в своих главных чертах, но во всех мельчайших деталях. Скинию окружал двор, который образовывали завесы из белой ткани, повешенные на столбах высотой 2,5 м. Размер двора был 50 м в длину и 25 м в ширину (Исх 27.9-19; 38.9-17). Скиния размещалась в глубине двора. Перед ней устанавливалась умывальная чаша (Исх 30.18-21; 38.8), а между ней и воротами двора — жертвенник всесожжений (Исх 27.1-8; 38.1-7). Скиния и двор ориентировались своими открывающимися завесами в сторону востока. Вся работа по устройству скинии была совершена в течение 10 месяцев и скиния впервые была установлена у горы Синай ровно через год после выхода Евреев из Египта (Исх 19.1; 40.17). В Исх 33.7 скинией собрания назван личный шатёр Моисея, у которого он судил народ (ср. Исх 18.7,12-16). В последующих стихах (ст. 8 и дал.) говорится снова о скинии для Богослужения. Но в какое-то время скиния, видимо, находилась также и вне стана (ср. Чис 11.24-27,30). В Исх 38.21; Чис 1.50,53; 9.15; 10.11 она называется скинией откровения. На устройство скинии и двора было истрачено: 1053 кг золота (Исх 38.24), 3621 кг серебра (Исх 38.25) и 2549 кг меди (Исх 38.29-31) — всего 7223 кг металлов. 48 брусьев и 69 столбов весили около 25600 кг. Ткани на завесы двора пошло 350 кв.м, на покрывало скинии первое — 280 кв.м, на второе (шерстяное) — 330 кв.м и на три завесы — 85 кв.м ткани из крученой шерсти. На два кожаных покрывала пошло около 700 кв.м кожи. Общий вес всех покрывал и завес равнялся, по-видимому, около 1600 кг. Таким образом, вес всех элементов скинии и двора составлял более 34 т (что в среднем составляло по 4 кг на каждого левита — см. далее). Каждый раз, когда стан отправлялся в путь, скиния разбиралась и шла в строго определённом порядке вместе со своим народом. Ковчег, стол для хлебов предложения, светильник, жертвенник для курений, жертвенник для всесожжений, а также завесу Святого-святых и служебные сосуды переносили на своих плечах левиты из рода Каафа (Чис 3.31-32; 4.4-20). Их было исчислено у Синая 2750 человек старше 30 лет, и они при остановке стана располагались с южной стороны скинии. Скиния и её покрывала, две завесы и завесы двора со всеми верёвками и кольями перевозили на повозках левиты из рода Гирсона, которых было исчислено 2630 человек (Чис 3.25-26; 4.24-28). Они при остановке располагались с западной стороны скинии. Самые тяжёлые и громоздкие вещи — брусья, столбы, шесты и подножия перевозили на повозках левиты из сынов Мерари, которых было 3200 (Чис 3.36-37; 4.31-33). Они располагались у скинии с северной стороны. С восточной стороны скинии напротив входа в неё располагались Моисей, Аарон и его сыновья — священники (Чис 3.6-10,38). От горы Синай скиния проделала путь через все пустыни вместе с израильским народом и была перенесена через Иордан у Иерихона и установлена впервые на Ханаанской земле в Галгале (Нав 4.19), затем она была перенесена в Силом, где оставалась около 400 лет (Нав 18.1; 19.51; Суд 18.31; 1Ц 1.3), затем оказалась в Номве (во времена Саула) (1Ц 21.1-6) и в Гаваоне (1Пар 21.29; 2Пар 1.3-5). После разрушения храма Навуходоносором она, по-видимому, была возобновлена в Массифе (см. Массифа,в). Царь Давид, перенеся ковчег из Кириафиарима в Иерусалим, устроил там для него новую скинию (оставив старую на месте) (2Ц 6.17; 7.2; 12.20; 3Ц 1.39; 2.28; 1Пар 15.1; 16.1; 2Пар 1.4). Как видно из 1Пар 16.1,4,39-40 Богослужения при Давиде происходили одновременно в двух скиниях. Позже Соломон при перенесении ковчега в храм также перенёс в храм и новую скинию (3Ц 8.1-4,6; 2Пар 5.1-5,7), но дальнейшая судьба этой скинии и той, которая осталась в Гаваоне, не известна. (См. Гаваон, жертвенник, жертвенник для курений, жертвоприношение, завеса, ковчег, Массифа,в, светильник, святилище, святое, Святое-святых, Силом, стан, умывальник, хлебы предложения, храм).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||