У человека, внимательно читающего Библию, не может не возникнуть впечатления, что культурно-религиозный контекст, в котором разворачиваются новозаветные события, как-то странно не стыкуется с тем, что предстает перед нами в Ветхом Завете. Откровение, которое Бог давал великим пророкам Израиля, как будто мало знакомо тем людям, среди которых действует Христос. Вместо того, чтобы ожидать того Нового завета, о котором говорили пророки, слушатели настойчиво требуют, чтобы Учитель из Назарета доказал им, что Его учение не расходится с положениями Торы. В новозаветном контексте религия иудеев — не столько религия доверия, сколько религия уставов, и борьба с ритуальным осквернением в ней едва ли не важнее борьбы с неверием. Когда иудеи пытаются доказать Христу, что они — потомки Авраама, характерен сам факт, что иудеи считают нужным это доказывать — как будто это не вполне очевидно. Наконец, когда множество иноплеменников обращаются через апостолов к Богу Израилеву, их современники воспринимают это не как исполнение ветхозаветных пророчеств, а как чудовищное надругательство над их религией. Откуда же взялось все это? Как из веры Моисея и Давида, Соломона и пророков образовалась вера фарисеев и Кайафы?
Драматический перелом духовной истории, когда ожидание нового спасительного вмешательства Божьего сменяется в избранном народе попыткой вернуть прошлое, восстановить утраченное и возобновить закончившееся, описан в нескольких последних исторических и пророческих книгах Ветхого Завета; центральной в этом ряду является книга Неемии. Частично она состоит из аутентичных текстов и документов, восходящих непосредственно к Неемии, сыну Ахалиину и к Ездре, сыну Сераии; часть нарративных фрагментов и окончательная редакция книги принадлежит безымянному Хронисту, составителю и редактору 1 и 2 книг Паралипоменон. Завершение книги датируется концом 4 в до РХ (ок. 300 до РХ). Первоначально книга Неемии составляла единое целое с книгой Ездры, но к концу 3 в по РХ среди христиан стало принято разделять эти книги.
Описанные в книге Неемии события происходили в 40-е годы 5 в до РХ; несмотря на различия мнений историков относительно точной датировки событий, связанных с деятельностью Ездры и Неемии, большинство датирует прибытие Неемии в Иерусалим 445 г до РХ.
Книга начинается весьма характерной молитвой Неемии, в которой он приносит покаяние за свой народ и исповедует праведность Божию. Структура и смысл этой молитвы перекликаются с целым рядом молитв, так или иначе связанных с эпохой плена. Молитва Неемии весьма похожа на молитву Азарии в Дан. 3:25-45, молитвы Ездры в 1 Ездр. 9:6-15 и Неем. 9:6-38 и молитву Манассии в 2Пар. 36:23 слл. Неемия исповедует грехи сынов Израилевых, отступивших от Господа, Бога своего, провозглашает, что по истинному суду Своему в соответствии с пророчествами Бог навел на Израиль бедствие плена и просит Господа об обещанном Им помиловании народа. Весьма вероятно, что этот текст отражает и общую духовную атмосферу эпохи, и сложившуюся в это время практику молитвы (в том числе и публичной). Прося о милости Божьей, Неемия напоминает о том, что несмотря на неверность народа, Господь вечно остается верным Своим обетованиям: «Они же рабы Твои и народ Твой, который Ты искупил силою Твоею великою и рукою Твоею могущественною» (1:10). Спасительное действие, которое Бог начал совершать еще в Исходе, не может оказаться тщетным, — и потому Неемия молит Бога, чтобы Он продолжил и в сей день милость Свою. При всей ситуативной обусловленности молитвы Неемии это переживание единства спасительного действия очень важно не только для Ветхого Завета, но и для Библии в целом.
Далее автор рассказывает о том, что царь Артаксеркс (464–423), благоволивший к Неемии, по его просьбе назначил его управителем Иудеи. Придя в Иерусалим, Неемия приступил к исполнению своих обязанностей. В первую очередь он осмотрел стены города; сделано это было ночью, в тайне от обитателей города. Стены Иерусалима были разрушены еще Навуходоносором за полвека до Неемии, и осмотр был нужен не столько для того, чтобы убедиться в их плачевном состоянии, сколько для составления плана восстановительных работ. В самом деле, город без укреплений в древности был совершенно беззащитным перед лицом неприятеля и лишь наличие стен позволяло правителю действовать более или менее самостоятельно. Однако решение Неемии строить стены Иерусалима имело далеко не только военно-политическое значение. Окрестные жители были обеспокоены укреплением давно лежавшего в руинах города; самостоятельная политика иерусалимского наместника представлялась им опасной. Правители окрестных земель, такие же сатрапы персидского царя, как и сам Неемия, насмехались над ним и писали царю доносы. Отвергая из происки, Неемия говорит: «Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме» (2:20). Это отнюдь не только политическое, но и религиозное решение. Наперекор Торе, допускающей пришельцу в земле Израиля почитать Бога, вопреки молитве царя Соломона, который при освящении Первого Храма просил Бога услышать и иноплеменника, молящегося на месте сем, отныне иудеи окончательно отделяются от всего остального мира. Универсализм пророков перестает быть религиозной нормой, отступая до времени на второй план. Возможно, подобное решение было оправдано политически; возможно, у Неемии и Ездры не было другого пути предотвратить размывание устоев духовной жизни ветхозаветной общины; однако платой за это через четыре с половиной века стала неприемлемость для иудеев вселенской проповеди апостолов.
Так или иначе, постройка стен началась и стала для иудеев делом чести, поэтому список распределения работ бережно сохранялся. Правители окрестных областей пытались вооруженной рукой и политическими интригами остановить работы, но мужество строителей взяло верх. Однако малочисленной иудейской общине угрожали и внутренние проблемы: скудость средств привела к резкому росту социальной напряженности. Для дальнейших событий принципиально важным оказался опыт успешного решения Неемией этих проблем. То, что ему удалось убедить «знатнейших и начальствующих» ради общего дела отказаться от взыскания долгов и закабаления единоплеменников, открыло путь к более масштабному переустройству жизни общины на началах Закона.
Заключительная часть книги Неемии описывает главное событие послепленной истории — новое заключение Завета с Богом. Традиционно христиане называют это возобновлением Синайского завета; однако, строго говоря, сам текст книги Неемии не дает к этому достаточных оснований. Автор приводит покаянную молитву Ездры, в которой вспоминается вся история отношений Израиля с Богом от Исхода из Египта до возвращения из Плена. Завершается молитва «твердым обязательством», которое подписывают и запечатывают знатнейшие из народа, князья, священники и левиты. Суть обязательства — «поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его, и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих...» (Неем. 10:29,30). В отличие от Синайского завета, формула заключения которого — «все, что сказал Господь, исполним» (Исх. 19:8), — здесь, в Иерусалиме, Завет заключается «с клятвою и проклятием».
Книга Неемии говорит об этом событии как о заключении иного, нового по сравнению с Синайским, завета. Содержание завета ощутимо меняется: вместо начертанных на каменных скрижалях рукой Всемогущего Десяти заповедей — «все, начертанное рукою Моисея», то есть скомпилированная из разнородных записей и отредактированная в Вавилонском плену Тора. Формула заключения завета также иная; отсутствует и принципиально важная часть в Синайском завете: инициатива, исходящая от Самого Бога. Наконец, иной и народ: это уже не впавшие в рабство потомки Авраама, но люди, чьи предки собственными руками разрушили прежний завет. Наконец, готовность Синайского завета включить в народ всякого, кто примет завет и обрежется, сменяется провозглашением племенной замкнутости. Кроме того, в Синайском завете отсутствовала наиболее объемная в Неем. 10:28-39 часть, посвященная содержанию Иерусалимского Храма. Коротко говоря, для современников Неемии это было не столько возобновление старого завета, сколько заключение нового, и именно к этому можно было отнести обетования пророков о Новом завете и связанные с ними благословения. Не зря, по свидетельству пророка Захарии, лидеры возвращения — князь Зоровавель и первосвященник Иисус — воспринимались как Помазанники Божьи, призванные избавить Израиля.
Далее Неемия описывает окончательное устроение жизни в Иудее после заключения Завета. Последовательно и настойчиво, не останавливаясь даже и перед рукоприкладством, Неемия отделяет от народа «все иноплеменное». Слово Божие говорит нам о том, что далеко не все в Израиле приняли это новое устроение и признали заключенный завет за обетованный Новый. Пророки и писатели, среди которых Малахия и автор книги Руфи, авторы Зах. 9-14 и Ис. 61-66, остались верны духу предпленных пророков. В новозаветную эпоху наряду с фарисеями и саддукеями, следовавшими традиции Ездры и Неемии, мы встретим и наследников послепленных пророков, которых евангелист Лука назвал «чающими утешения Израилева».
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||