Отвечая своим друзьям, Иов прямо говорит им, что они не сказали ему ничего такого, чего бы он не знал (ст. 1 – 2). Но он говорит также, что хотел бы обратиться не к ним, а к Богу (ст. 3). В самом деле, совершенно очевидно, что на вопросы, заданные Иовом, не смог бы ответить никто, кроме Бога. А своих друзей Иов называет лжецами, которым лучше было бы помолчать: в этом и проявилась бы их мудрость (ст. 4 – 5). Он, как видно, прекрасно понял, что все речи его друзей были порождены не столько стремлением помочь, сколько страхом перед заданными им вопросами. Такое лукавство, конечно, не может быть нужно Богу, и было бы неудивительно, если бы друзей Иова постигло бы наказание от Бога за неискренность там, где ей не может и не должно быть места (ст. 6 – 13). О себе же Иов говорит, что он, во всяком случае, не лицемер, ведь двуличный человек едва ли осмелился бы требовать встречи с Богом так, как требует её Иов (ст. 14 – 16). Он снова повторяет то, что уже говорил: он готов держать ответ перед Богом, но требует суда, а не бессудной расправы. Он задаёт Богу вопрос, как равному себе, и требует ответа (ст. 18 – 22).
Такая позиция, на первый взгляд, выглядит, по меньшей мере, неблагочестивой, но Иов, как видно, понимает, что единственный способ добиться от Бога хоть какого-то ответа — поставить вопрос ребром. Вызывая Бога на суд, Иов как бы говорит Ему: если Тебе есть хоть какое-нибудь дело до человека, если праведность праведника в Твоих глазах чего-нибудь стоит, то Ты не должен молча смотреть на происходящее. Если я грешен, говорит Иов, то покажи мне мои грехи, чтобы и я мог их увидеть; а иначе почему Ты скрываешься от меня и считаешь меня Своим врагом (ст. 23 – 24)? Ты преследуешь меня, хотя я ничто перед Тобой, говорит Богу Иов, но ведь это не ответ на мой вопрос (ст. 25 – 28).
Слова Иова кажутся дерзостью, но он, в сущности, хочет лишь докричаться до Бога, до того Бога, Который, как Иов был всегда уверен, никогда бы не оставил праведника на произвол судьбы. Если Бог не таков, то надеяться не на кого и не на что; но Иов не верит в это, он хочет испробовать все средства, использовать все возможности для того, чтобы достучаться до живого Бога, Который бы ответил ему, а не просто гнал бы его по миру, как ветер гонит сухие листья. Как видно, Иова пугает не смерть, его пугает Бог, Которому нет дела до людей. И он готов даже на смерть, лишь бы убедиться в том, что Бог не такой.