В своём послании Иаков вспоминает одно из ключевых понятий яхвистской, а затем и иудейской традиции: понятие мудрости. Его смысл и содержание менялись с течением времени, но одно оставалось неизменным: мудрость у семитов вообще и у евреев в частности никогда не ассоциировалась только с теорией, с абстрактным мышлением и с отвлечённым познанием. На мудрость всегда смотрели как на нечто практическое, скорее как на умение или навык, чем как на теоретическое знание. После Вавилонского плена, в эпоху Второго Храма в виду имелся прежде всего навык праведности, практика духовной жизни.
Казалось бы, странно: о каком навыке праведности можно говорить, если праведность — вообще дело не человеческое, а дар Божий? Между тем апостол вполне отчётливо формулирует одно из основных требований праведной жизни: требование внутренней цельности человека. Двоедушный не утверждён на пути («Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих») — вот главная мысль Иакова. В самом деле: душа ведь, с точки зрения авторов библейских книг, представляет собой тот поток жизни, который дан нам Богом и которым мы распоряжаемся и управляем, как считаем нужным. Мы пребываем в нём, а он — в нас.
Но жить полной жизнью можно лишь тогда, когда поток этот течёт в одном русле, не разделяясь на ручейки, то и дело грозящие иссякнуть. А какой будет наша жизнь, зависит от нашего духовного состояния, от того, насколько цельной является наша воля. Именно в этом контексте Иаков говорит о постоянстве («терпении»), которое приобретается во время испытаний («искушений»). Вера — прежде всего доверие к Богу, она предполагает, что центром нашей жизни является то Божье присутствие, без которого невозможно никакое богообщение.
Но чтобы богообщение было действительно непрерывным, нужно, чтобы наша воля была укоренена в нём, не «болтаясь» от каждого постороннего воздействия. Вот эта фокусировка воли на Присутствии и вырабатывается, как практический навык, благодаря тем испытаниям, через которые проходит человек и которые отвлекают его от главного. Если же человек использует испытания, чтобы закрепить навык фокусировки внимания на Боге, то испытания делают его мудрым — в смысле той самой практической мудрости, которая и представляет собой навык богообщения, открывающий человеку путь праведности.