Как видно, ученики Иисуса не поняли Его слов о закваске, точнее, они поняли их по-своему и совершенно неадекватно. Спасителю пришлось напомнить им о недавнем чуде умножения хлебов, чтобы они поняли, что речь идёт вовсе не о том, о чём они подумали...
Как видно, ученики Иисуса не поняли Его слов о закваске, точнее, они поняли их по-своему и совершенно неадекватно. Спасителю пришлось напомнить им о недавнем чуде умножения хлебов, чтобы они поняли, что речь идёт вовсе не о том, о чём они подумали.
На первый взгляд может показаться, что апостолы всего лишь не поняли использованной их Учителем аллегории. Но дело, вероятно, всё же не только в этом. С одной стороны, можно было бы сказать, что апостолы действительно забыли о чуде умножения хлебов. С другой стороны, они, вероятно, думали, что такие чудеса не могут повторяться постоянно.
Под «закваской фарисейской и саддукейской» они, несомненно, понимали именно закваску, и ничто иное. Иначе говоря, они продолжали мыслить категориями прежней жизни, категориями непреображённого мира. Мира, где чудеса, конечно, случаются, но лишь как исключение, где жить приходится по законам непреображённого мира, стараясь лишь избегать, насколько это возможно, прямого нарушения Торы, данных Богом заповедей.
Слова Спасителя о закваске ученики поняли именно так: ни с саддукеями, ни с фарисеями им больше общаться нельзя. Но тогда, как справедливо рассудили апостолы, хлеба им взять будет неоткуда. Иисус между тем говорит совсем о другом: о закваске духовной, о том, чем питается духовно человек, ищущий Царства. И тут оказывается, что духовная пища, которую могут предложить ему люди, живущие преимущественно или исключительно религией, для него не годится.
В самом деле: теперь, когда Царство, по слову Спасителя, «приблизилось» и уже готово было начать своё преображающее шествие по нашему миру, человек, желающий приобщиться его жизни, не мог ограничиваться тем, что могла предложить ему религия, пусть даже самая духовно глубокая и систематически разработанная. Ведь полнота Царства не вмещается в рамки ни одной религии на земле, что и неудивительно, поскольку всякая религия — дело рук и умов человеческих. И Иисус призывает Своих учеников питаться непосредственно жизнью Царства, приобщаясь к ней через Него Самого. Так, как только и можно приобщиться к жизни Царства.