В известном смысле можно было бы сказать, что вся история христианства есть история христианской проповеди. Не случайно и Павел в своём послании напоминает своим корреспондентам о проповеди, которую те когда-то слышали от него самого и от других свидетелей.
На первый взгляд может показаться, что в этом нет ничего особенного: ведь всякое учение (и не только религиозное) распространяется по миру благодаря проповеди своих адептов и сторонников.
Но апостол тут же обозначает различие между проповедью любого другого учения и проповедью Христа: проповедь Христа — всегда именно свидетельство, а не просто изложение некой, пусть и абсолютно верной, доктрины. И дело не в том, что рассказ о собственном, лично пережитом опыте всегда убедительнее абстрактных рассуждений. Дело в том, что христианской доктрины не существует и существовать не может в принципе. Христианство — не доктрина, не теория, не учение, а факт. Факт, включающий в себя воскресшего Христа и входящее в мир Царство. Факт, о котором можно знать или не знать, но о котором в любом случае надо говорить, как о реальности, а не как о теории.
Просто кто-то с этой реальностью соприкоснулся и об этом факте узнал, а кто-то нет. Те, кто узнал, считают то, что они узнали, настолько важным, что стараются рассказать о нём как можно шире, поделиться найденным с как можно большим числом людей. Это и есть христианское свидетельство.
Вот только рассказывать о таких вещах имеет смысл лишь в том случае, если они действительно стали частью твоей собственной жизни. Не случайно Павел говорит о проповеди не словами, а явлениями силы, силы Божьей и силы Царства. И дело тут, конечно, не в том, что сила убедительнее слов.
Дело в том, что говорить о Царстве, не будучи ему причастным, — занятие в высшей степени бесполезное. На словах всё равно никого и ни в чём не убедить. А если человек причастен жизни Царства, он неизбежно несёт с собой и его силу, и его дыхание. И эта сила, это дыхание свидетельствуют о реальности слов свидетеля лучше любых, самых красивых теорий.
Но главное даже не в свидетельстве как таковом, а в том, что явления силы Царства дают возможность слушающим непосредственно к нему приобщиться, так сказать, попробовать новую жизнь на вкус. И решить, подходит ли им эта, предлагаемая христианами, альтернатива жизни мира сего. А решив, определиться с тем, нужно ли им Царство, или нет.