Призывая своих читателей к решимости и духовной собранности, автор послания напоминает им о том, что любой...
Призывая своих читателей к решимости и духовной собранности, автор послания напоминает им о том, что любой грех может легко перечеркнуть все прежние духовные достижения (ст. 12 – 17). Такое напоминание было не лишним: оно возвращало духовной жизни её христианский смысл. По-видимому, в церковных общинах в это время наметился некий откат к ветхозаветному пониманию греха и праведности. Такое понимание предполагало возможность неоднократного раскаяния в совершённом грехе и последующего очищения, избавляющего от его последствий. На христианство сторонники такого уклада духовной жизни смотрели, в сущности, как на некую новую религию. Вероятно, после катастрофы 70 г. подобного рода взгляды и представления распространились в христианской среде достаточно широко на фоне некоторого угасания надежд на скорое возвращение Спасителя и торжество Царства.
Долгое ожидание обещанного способствовало духовному расслаблению ожидавших, реальность Царства для многих отступала на второй план, а в таком случае религиозность неизбежно должна была выйти на первый: ведь именно религия во все времена определяла формы жизни тех, кто искал контакта с высшими силами, будь то язычники или верующие в Единого. И перед каждым христианином снова вставал вопрос, стоявший уже перед фарисеями, к которым обращался Иисус: что выбрать, религию или Царство? Этот выбор и определял отношение к греху. Те, для кого христианство было религией, считали, подобно всем религиозным людям, что грех — неизбежный спутник человеческой жизни, которому можно и нужно противостоять, но от которого невозможно избавиться полностью, и они были совершенно правы постольку, поскольку речь шла о религии: ведь никакая религия не может избавить человека от власти законов непреображённого мира. Автор же послания вслед за своим учителем не устаёт напоминать о том, что христианство — не религия, а жизнь в Царстве, где греху места нет и быть не может. При таком подходе грех — не рядовое событие в жизни христианина, а самая настоящая духовная катастрофа, которая не может не отразиться на жизни всей церковной общины. И ученик апостола Павла не собирается в данном случае смягчать краски: ведь речь идёт о Царстве, а здесь каждый должен сделать свой выбор с полным пониманием и с полной ответственностью за принятое решение.