61-я глава книги пророка Исайи продолжает торжественный гимн, посвященный приходу Мессии. Пророк говорит здесь о...
61-я глава книги пророка Исайи продолжает торжественный гимн, посвященный приходу Мессии. Пророк говорит здесь о смысле избавления, о том, в чем оно будет заключаться и кому оно будет даровано. Именно это место открывает Господь Иисус Христос, и именно о нем Он говорит иудеям: «Ныне исполнилось пророчество сие». Вдохновляемый Духом Божьим, пророк говорит здесь о радостной вести, которая даруется нищим, ничего не имеющим: это весть о спасении, которое приносит Христос. И ключевое слово в первой части главы — слово об утешении, с которого и начинается вся принадлежащая Второисайе часть книги. Пророк возвещает от лица Мессии, что Дух Божий посылает Его исцелять сокрушенных сердцем, освобождать плененных и утешать сетующих на Сионе. Вместо плача, вместо страдания и гибели, людям дается елей радости и одежда веселья — все это знаки преображения людей, знаки того, что из ничтожных погибающих существ они становятся возлюбленным насаждением Всемогущего.
Все народы, восклицает пророк, будут трудиться для славы Иерусалима. Иудеи поняли это пророчество буквально, ожидая, что они распространят на весь мир свою власть, как это делали ассирийцы и вавилоняне, греки и римляне. Но пророк не говорит о владычестве Израиля: народ Божий призван стать священниками, служащими Богу и людям. Перед этим тот же пророк возвещает призыв Божий к Израилю быть свидетелями Его милости. Следовательно, слово о том, что Израиль станет центром жизни спасенного мира, относится не к земному владычеству, а к вере народа Божьего, распространяющейся повсюду. Это исключительно важный момент, потому что именно приземленно-буквальное понимание этого пророчества и привело к тому, что Израиль отверг своего Спасителя. В конце главы пророк вновь подчеркивает, что спасение будет не явлением славы и силы Израиля, но радостью всех народов о правде и милости Творца.