И всё-таки: что же такое праведность? Следование Торе, данным Богом заповедям? Да, конечно. Именно так ответил бы на заданный нами вопрос любой верующий еврей, любой из потомков Авраама. А как же сам Авраам? В чём его праведность, праведность человека, жившего ещё до того, как Тора и заповеди были открыты Богом Своему народу? Автор Пятикнижия отвечает нам: его праведность заключалась в том, что он поверил Богу, доверился Ему и пошёл за Ним. Здесь, как видно, основа всякой праведности. Следование Торе, исполнение заповедей — лишь следствие; в основе же праведности, как видно, верность и доверие к Богу. И это, наверное, не случайно. В самом деле, даже праведники Ветхого Завета, жившие задолго до Павла, понимали, что у падшего человека нет сил на то, чтобы идти путём праведности. По этому пути праведника может провести лишь Сам Бог, провести, буквально взяв его за руку, провести, несмотря на все провалы и падения. А для того, чтобы идти так, нужно именно доверие, доверие абсолютное и безусловное. Иначе у человека с Богом никогда не будет тех отношений, которые сделают для него возможным путь праведности.