Слова о спасающей благодати в христианском словаре стали общим местом. И мы сегодня уже обычно мало задумываемся об их смысле. Что такое эта спасающая благодать? Как именно и от чего она нас спасает? Корректный богословский ответ известен: от греха, ставшего следствием грехопадения и проявляющегося в нашей жизни.
Грех препятствует нашему спасению, своими силами мы не можем победить его полностью, и для такой победы нам нужна благодать Христова, спасающая нас от греха и от вечной гибели. Но что стоит за этими словами? Если осмыслить их в контексте всего того, что говорится в Библии об отношении человека с Богом, придётся признать, что они описывают некую духовную динамику. Процесс. Процесс, в который человек включён через свои отношения с Иисусом. А сами эти отношения в свою очередь являются элементом процесса.
Вот эти отношения собственно и надо было бы назвать благодатью. Благодать — не просто некая божественная энергия, разлитая в мире, или некая сила, исходящая от Христа во всех направлениях. Это единство Христа со Своим Отцом, в которое включается доверившийся Христу человек. Вот эту включённость в отношения Христа с Отцом и переживает человек как благодать. Благодаря этой включённости и в связи с ней приобщается христианин жизни Царства.
И происходит такое приобщение вопреки той греховности, которая по определению свойственна падшему человеку. Через преодоление этой греховности. Через противостояние человека своему греху при поддержке той силы Божьей и того дыхания Царства, которые входят в человека благодаря включённости его в тот самый духовный процесс. Так Бог через Христа и во Христе меняет человека. Преображает его.
Так изменяет его природу, чтобы греху в ней больше не было места. И всё больше делает спасаемого от греха человека жителем Царства. Того Царства, где человеку открывается вся полнота благодати. Вся полнота жизни — не какой-то отдельной жизни, а жизни внутри тех отношений, что связывают Царя этого Царства с Его небесным Отцом. В конце концов ведь их отношения и образуют основу Царства. Вся полнота благодати — там, между Отцом и Сыном. А все остальные приобщаются к ней по мере своего включения в Их отношения. И в жизнь Царства, где греху уже места нет.