Суть христианской жизни Павел выражает просто и кратко. Христианство и есть жизнь со Христом в Его Царстве, при которой мы разделяем Его жизнь настолько...
Суть христианской жизни Павел выражает просто и кратко. Христианство и есть жизнь со Христом в Его Царстве, при которой мы разделяем Его жизнь настолько, что Он как бы Сам живёт в нашем сердце, и Его воля определяет нашу жизнь не извне, а изнутри. Но в связи с обрезанием неизбежно вставал и другой вопрос — вопрос следования Торе, с которым, собственно, и связывалось требование обязательного обрезания для христиан. Вероятно, сторонники обрезания просто спрашивали христиан, собираются ли они следовать Торе, а если собираются, то как они думают это делать, не обрезываясь? Обрезание ведь было заповедано ещё Аврааму, с этим спорить не приходилось.
Ответ на вопрос Павел начинает с рассуждения о том, что такое вообще Тора для христианина. Праведность — не от Торы, а от следования ей. Тора может сделать человека праведником лишь в том случае, если человек безгрешен, но таких людей нет. Здесь ясно просматривается та же проблема, которая достаточно подробно описана Павлом в другом его послании, в Послании римлянам: тут, как и там, Павел говорит, что стремящихся следовать ей Тора убивает. Не потому, что она смертоносна сама по себе, а потому, что падший человек, пока жив, не может быть свободен от греха, а следовать Торе всерьёз означает самому стать живой Торой, жить только ею и ничем больше. Но как раз именно этого падший человек сделать и не может, пытаясь заменить качество количеством, состояние живой Торы — исполнением множества религиозных обязанностей, которые апостол называет «делами Торы» («делами закона»).
Между тем, такой путь оказывается тупиковым: никакое множество исполненных человеком религиозных обязанностей не меняет качественно его духовного состояния. Закон перехода количества в качество тут не работает, религиозность не делает человека духовным. Если и можно обрести полноту жизни, то через Христа и во Христе, а пытаться снова идти старым путём, снова искать праведности в религии — значит в духовном отношении двигаться назад, а не вперёд.