Апостол Павел пишет в послании к Галатам не столько о различении духов, сколько о том, что каждый христианин призван жить Духом Святым. Преп. Серафим Саровский называет стяжание Его целью нашей жизни. И в этих словах апостола мы читаем о простых и понятных вещах, присутствие которых может служить указанием на верно выбранное направление к этой цели. И в контексте посланий апостола Павла, и в контексте современной жизни важно, что апостол не включает в этот список того, что в послании к Коринфянам он называет дарами Святого Духа. Именно здесь он говорит о том, что должно свидетельствовать о действии Святого Духа в жизни каждого христианина; чрезвычайные же дары не являются, согласно учению апостола, общеобязательными для всех. Поэтому здесь не говорится о «даре языков», о мистических озарениях и художественном вдохновении. Нет речи и об эмоциональных переживаниях, непостоянных и необязательных.
Апостол говорит, в сущности, об очень простых вещах, встречая которые в людях, мы обычно приписываем их приятности характера. На самом деле это не так: только Дух Божий может рождать все это в сердцах людей, и это важно для понимания путей Господних. Для перечисляемых Павлом плодов действия Святого Духа характерны некоторые общие черты. Во-первых, они не являются чертами характера, но все перечисленное требует усилия воли. Даже радость, которая требует способности придавать значение хорошему, нуждается в помощи воли. Тем более усилия необходимы для веры, терпения и других перечисленных вещей. Во-вторых, это все очень практические вещи: по этому списку можно проверять свое сердце, готовясь к исповеди. Кроме того, к перечисленному можно сознательно стремиться. Очевидно, что исполнить это стремление может только Господь, а сами мы не в силах добиться ничего из того, о чем говорит апостол. Но без нашей воли едва ли что-нибудь может произойти.
Для апостола весьма важно также, что стяжание этих плодов Святого Духа освобождает нас от рабства закону. В самом деле, если человек трудится для того, чтобы приносить Богу эти плоды, он просто не может сделать что-то противозаконное. Закон, таким образом, исполняется сам собой, а усилия воли при этом направлены не на его исполнение, а на Бога. В этом для апостола радикальное отличие Нового завета от Ветхого.