Этот призыв уже звучал в Евангелии: жаждущий пусть приходит и даром пьёт воду жизни. Теперь каждый может приобщиться к Царству — не по заслугам, не заработав право на такое приобщение, а просто потому, что хочет такого приобщения и ищет его. Но дальше прозвучит и предупреждение о том, что «время близко». Это может показаться странным, если вспомнить, что книга была написана почти две тысячи лет назад, а конец истории всё ещё не наступил. Однако близость тут означает, скорее всего, не хронологию, а внутреннюю логику процесса. Срок действительно близок в том смысле, что история как таковая, история, определяемая собственными, чисто историческими, закономерностями действительно закончилась.
То, что нам кажется продолжением прежнего исторического процесса, на самом деле является уже метаисторией, которая определяется динамикой вхождения Царства в мир. Конечно, проекция этой динамики на наше время непредсказуема по срокам, которые могут сдвигаться в любую сторону — потому и говорит Спаситель, что о дне и часе Его возвращения во славе и конца времён знает один лишь Отец.
Дело тут не в том, что Отец что-то специально скрывает, тем более от Сына, а в том, что по нашему времени, по времени падшего мира, определённости со сроками действительно нет, они могут меняться. Но ничего такого, что ещё должно произойти для того, чтобы возвращение Спасителя стало возможным, больше нет. Собственно, вся нынешняя история — финишная прямая и непосредственная подготовка к Его возвращению, поэтому и можно говорить о близости сроков.
Что, однако, не отменяет протекающих в падшем мире процессов духовного самоопределения конкретных людей, а иногда и целых сообществ. В этом именно смысле и говорится о праведных, которые освящаются ещё, и о неправедных, которые продолжают творить свои неправедные дела. Эпоха наступающего Царства — эпоха непосредственного духовного выбора, который уже сейчас можно сделать на всю вечность.
Но можно, конечно, и откладывать его до самого конца, до последнего дня, до момента, когда деваться будет уже некуда и выбирать всё-таки придётся — ведь тогда уже отказ от выбора сам по себе станет выбором, и выбором отнюдь не Царства. Потому и велит ангел Иоанну не скрывать содержания книги, не запечатывать её: о нынешней духовной ситуации, о духовном смысле нашей эпохи и о её завершении должен знать каждый. Не ради любопытства, а потому, что тут вопрос спасения, Царства и «озера огненного», жизни и смерти.