Библия-Центр
РУ

Новость дня на 24 Ноября 2019

Клятва именем богов или духов считалась священной издавна, ещё в добиблейские, дояхвисткие времена. В этом случае, обещая что-то другому или самому себе, обещающий как бы призывает в свидетели тех, чьи имена упоминает. Яхвистская практика в этом смысле от языческой отличалась мало: клянясь Богом, человек призывал Его в свидетели данного обещания — обычно обещания сделать что-нибудь для себя или для другого. Скажем, отомстить врагу. Или сделать что-то для друга. Для партнёра. Для господина. Или отблагодарить Самого Бога — совершить, например, благодарственное жертвоприношение в случае благополучного исхода дела.

Или пожертвовать некую сумму в Храм. Или сделать ещё какое-нибудь доброе дело. Или даже недоброе, если речь шла о врагах. Бывало, например, что именем Божьим клялись покарать убийцу, отомстить ему. Но о чём бы ни шла речь, смысл клятвы был всегда один и тот же: Бога делали как минимум свидетелем, а как максимум — участником тех или иных человеческих планов и замыслов. Зачастую не удосужившись даже спросить у Него, как Он Сам относится к задуманному. Впрочем, во времена Моисея, Иисуса Навина или Давида предполагалось по умолчанию, что Бога в свидетели можно призвать всегда, если, конечно, речь не идёт о прямом нарушении Торы, данного Богом Закона.

В этом смысле и предписывает Книга Левита «не клясться ложно». Речь идёт не только о том, чтобы не обещать того, чего исполнять не собираешься, или даже того, относительно чего не уверен, что сможешь это исполнить. Речь о том, что нельзя призывать Бога в свидетели тогда, когда задумал что-то противоречащее Торе. Тут Он уж точно свидетелем быть не захочет. Но есть, конечно, и более серьёзная проблема, связанная с такими клятвами — та самая, из-за которой Иисус, как известно, вообще запрещает Своим последователям клясться именем Божьим. В самом деле: человек, такую клятву дающий, берёт на себя безусловное обязательство её выполнить.

Конечно, на практике во все времена обстоятельства, как говорят юристы, непреодолимой силы считались достаточным основанием для отказа от исполнения данной клятвы или обета. Но это всё же некая поблажка, шаг навстречу человеческой слабости. По большому счёту клятву или обет, данные именем Божьим, нужно исполнить в любом случае — или умереть. Если бы вопрос стоял так, вряд ли нашлось бы много желающих клясться именем Божьим.

А между тем в глазах Божьих он именно так и стоит. И если уж человек не в состоянии отвечать даже за себя, хотя бы потому, что никто из нас не знает, что с ним случится завтра, то давать такие самоуверенные клятвы и приносить не менее самоуверенные обеты вряд ли имеет смысл. О чём, собственно, и напоминает Иисус Своим слушателям, предостерегая их от клятв именем Божьим, в исполнении которых они никогда не могут быть уверенными просто потому, что принадлежат не себе, а как раз Тому, Чьим именем клянутся.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Мы уже видели в Книге Левит много определений святости — святости, как посвященности Богу, как... 

 

Глава 19 начинает собой вторую часть Книги Левита, той, что у библеистов получила название Кодекса святости. Такое название не случайно: в ней рефреном повторяются слова... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).