Открыв народу Свою Тору, Бог ставит его в ситуацию выбора. Выбора пути — пути жизни и пути смерти. Хотя вернее было бы говорить об одном пути, потому, что путь смерти — по сути, беспутье, ведущее в никуда...
Открыв народу Свою Тору, Бог ставит его в ситуацию выбора. Выбора пути — пути жизни и пути смерти. Хотя вернее было бы говорить об одном пути, потому, что путь смерти — по сути, беспутье, ведущее в никуда. В тексте, впрочем, речь идёт не о жизни и смерти собственно, а о благословении и проклятии, притом в изначальном смысле этих слов. В изначальном же смысле благословение означает дарование Богом человеку силы, а проклятие — её отнятие.
Изначально речь, конечно, могла идти не только о Боге, но в яхвистском контексте Книги Второзакония такое определение можно считать исчерпывающим. Путь обретения Божьей силы и путь её утраты — вот два пути, из которых народу придётся выбирать. Изучение Торы, обучение Торе, Тора на лбу и на руке, Тора на дверных косяках — всё это важно постольку, поскольку помогает выбрать правильный путь и удержаться на нём. Тора должна войти в сердце, в душу, в жизнь каждого конкретного человека — тогда его путь может стать путём жизни.
Конечно, речь тут идёт не только о тексте, одного знания текста мало. Важно осознание заповедей как Божьих интенций, непосредственно обращённых к человеку, как воли Божьей, присутствующей во внутреннем опыте. Тогда заповеди станут для человека духовно-нравственным императивом, организующим всю его жизнь, а Тора станет живой, не оставаясь лишь выбитым на камне или написанным на папирусе текстом. Тогда и земля станет действительно обетованной, той самой, которую Бог обещал ещё Аврааму.
В самом деле: Бог ведь никогда не обещал народу одно только географическое пространство, почву, территорию. Он обещал ему землю как то пространство, где народ сможет жить вместе с Ним. Как духовное пространство в первую очередь — и лишь потом как территорию, землю, как пространство географическое. Чтобы в такую землю войти — или вернее, чтобы войти в обещанную Богом землю так, — надо идти путём Торы.
Конечно, и по земле пройти тоже надо — речь ведь идёт о реальной истории и о реальной географии, — но путь по земле должен быть пройден вместе с тем путём Торы, который открывает человеку пространство отношений с Богом. Да и на земле можно жить, лишь пребывая в этом пространстве — потому и становится следование Торе условием пребывания на данной Богом земле. Иначе никак. Иначе священная история кончится и начнётся история самая обычная, каких было и будет много в падшем мире — а в ходе этой истории с любым народом может произойти всё, что угодно. Даже с народом Божьим.