При чтении сегодняшнего отрывка внимание читателя привлекает обычно довольно странная и для нас экзотическая...
При чтении сегодняшнего отрывка внимание читателя привлекает обычно довольно странная и для нас экзотическая форма заключения и освящения союза-завета между Богом и Авраамом (ст. 9 – 11, 17). Между тем, для эпохи Авраама здесь нет ничего необычного, так в те времена освящались все заключавшиеся союзы: жертвенные животные разрубались пополам, а заключающие союз проходили между двумя рассечёнными половинами, и с этого момента союз считался не только заключённым, но и освящённым. Остаётся лишь добавить, что у древних удар молнии считался проявлением высшей силы и знаком присутствия божества, и нет ничего удивительного, что после удара молнии Авраам не сомневается в реальности присутствия своего Бога на месте события, так же, как и в реальности заключённого завета (упоминаемый в ст. 17 «огненный язык», названный в русском переводе «пламенем огня», был, без сомнения, именно молнией, которую в древности нередко называли «небесным огнём»). По-настоящему же интересно другое: то, как переживает Авраам встречу со своим Богом. В момент встречи на Авраама напал «крепкий сон» (ст. 12). Впрочем, соответствующее еврейское слово обозначает скорее не «сон», а своего рода тяжёлую полудрёму, от которой почти невозможно избавиться до тех пор, пока она не пройдёт сама. В таком состоянии человек нередко слышит голос Божий и видит посланные Богом видения. Само же присутствие Божие Авраам переживает как опускающуюся на него «великую тьму», от которой веет священным ужасом (в ст. 12 упоминается «ужас и мрак великий»; дословно еврейский текст звучит так: «и вот: великая ужасная тьма опустилась на него»). На первый взгляд, такое переживание близости Бога кажется несколько странным. Но, если вдуматься, оно, наоборот, станет вполне естественным и понятным. Ведь человек и не может увидеть Бога, став с Ним лицом к лицу. Человек вообще не может увидеть Бога, нигде, никогда и ни при каких условиях, если только Бог Сам этого не захочет и не даст человеку возможность Себя увидеть. А если Он этого не сделает, то перед глазами человека, стоящего с Ним лицом к лицу, окажется именно непроглядная тьма — ведь то, чего человек никак не может ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать, всегда кажется ему непроницаемо тёмным. Неудивительно, что от этой тьмы веет священным ужасом: конечный человек перед бесконечным Богом не может испытывать никакого другого чувства. И лишь голос, доносящийся из непроглядной тьмы, свидетельствует о том, что Бог здесь и говорит со Своим избранником (ст. 13 – 16). Таким было начало пути, а путь впереди предстоял долгий. И путь этот был бы невозможен, если бы Бог не шёл навстречу человеку, ведь только Он может заполнить ту пропасть, которая отделяет Его от любого из нас. И Он заполнит эту пропасть, ради нас ограничивая Себя с тем, чтобы мы могли слышать Его голос, видеть Его присутствие, чувствовать Его любовь. И, наконец, настанет день, когда Он совершит невозможное: вместит всего Себя в ограниченные и тесные для Него рамки человеческой природы с тем, чтобы дать нам Царство.