Бог устами Своего пророка говорит о «коварстве», из-за которого окружающие пророка люди не хотят Его знать. О чём же идёт речь? Коварство, несомненно, заставляет человека отворачиваться от Бога даже тогда, когда речь идёт об отношениях его с другими людьми: ведь коварство по отношению к ближнему всегда есть некая разновидность обмана, а значит, нарушения девятой заповеди. Человек, открыто нарушающий заповедь, конечно, не может обратиться к Богу, эту заповедь давшему, по крайней мере, он не может сделать этого искренне.
Но это лишь одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что коварство, как и всякая ложь, к которой человек привыкает, становится его второй натурой. И в конце концов в жизни человека, привыкшего к коварству и лжи, неизбежно наступает момент, когда он уже оказывается не в состоянии обратиться к Богу, не в состоянии раскаяться, по крайней мере, без особых усилий, которых в этом случае обычно требуется больше обычного.
Привыкший к обману человек начинает невольно обманывать сам себя, он сам уже перестаёт отличать правду от лжи, и, если он не останавливается, раньше или позже неизбежно приходит к тому, что начинает верить в собственную ложь, относится к ней, как к самой подлинной реальности. Бог же тогда начинает представляться лжецу страшным и опасным врагом, встречи с которым нужно всячески избегать.
В известном смысле так оно и есть: ведь встреча с Богом, обращение и раскаяние неизбежно разрушат ту ложь, которая для лжеца стала подменой настоящей жизни. Духовная реакция с его стороны в этом случае окажется похожей на физиологическую и психологическую реакцию наркомана, у которого отняли его наркотик: своего рода духовная ломка тут неизбежна.
И многие, чтобы её избежать, предпочитают остаться при своей лжи, избегая Бога. Так замыкается круг, отрезающий привыкшего к коварству и лжи человека от Бога и от Царства.