1 О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. 2 О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных. 3 Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь. |
4 Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы. 5 Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости. 6 Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь. |
7 Посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я расплавлю и испытаю их; ибо как иначе Мне поступать со дщерью народа Моего? 8 Язык их — убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы. 9 Неужели Я не накажу их за это? говорит Господь; не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? |
10 О горах подниму плач и вопль, и о степных пастбищах — рыдание, потому что они выжжены, так что никто там не проходит, и не слышно блеяния стад: от птиц небесных до скота - все рассеялись, ушли. 11 И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов, и города Иудеи сделаю пустынею, без жителей. |
12 Есть ли такой мудрец, который понял бы это? И к кому говорят уста Господни — объяснил бы, за что погибла страна и выжжена, как пустыня, так что никто не проходит по ней? 13 И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; 14 а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их. 15 Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью; 16 и рассею их между народами, которых не знали ни они, ни отцы их, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их. |
17 Так говорит Господь Саваоф: подумайте, и позовите плакальщиц, чтобы они пришли; пошлите за искусницами в этом деле, чтобы они пришли. 18 Пусть они поспешат и поднимут плач о нас, чтобы из глаз наших лились слезы, и с ресниц наших текла вода. 19 Ибо голос плача слышен с Сиона: "как мы ограблены! мы жестоко посрамлены, ибо оставляем землю, потому что разрушили жилища наши". |
20 Итак слушайте, женщины, слово Господа, и да внимает ухо ваше слову уст Его; и учите дочерей ваших плачу, и одна другую — плачевным песням. 21 Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей. |
22 Скажи: так говорит Господь: и будут повержены трупы людей, как навоз на поле и как снопы позади жнеца, и некому будет собрать их. |
23 Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. 24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. |
25 Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: 26 Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем. |
Когда люди довольны собой и своим богатством, когда ложь становится нормой жизни, когда человеческое сердце захватывает пустота — это значит, что близка кардинальная перемена. На языке пророка она называется «день посещения Господня», время, когда абсурд и смерть достигнут своего апогея и вмешательство Бога станет необходимым. Это вмешательство человек узнает верой — Бога можно узнать как главную действующую силу исторического процесса, когда рушатся царства и гибнут тысячи людей, или наоборот, когда в жизнь вдруг врывается божественная милость и красота... Так или иначе, выход из тупика возможен только через «милость, суд и правду», когда человек прикасается к Тому, Кто стоит за его поиском осмысленности и полноты жизни. И тогда его нищета, его «необрезанное» сердце и лживый язык (а он более или менее лживый у всех людей) смогут стать объектами прощения, а не наказания — только бы эта встреча была желанной.
1 О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. 2 О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных. 3 Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь. |
4 Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы. 5 Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости. 6 Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь. |
7 Посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я расплавлю и испытаю их; ибо как иначе Мне поступать со дщерью народа Моего? 8 Язык их — убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы. 9 Неужели Я не накажу их за это? говорит Господь; не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? |
10 О горах подниму плач и вопль, и о степных пастбищах — рыдание, потому что они выжжены, так что никто там не проходит, и не слышно блеяния стад: от птиц небесных до скота - все рассеялись, ушли. 11 И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов, и города Иудеи сделаю пустынею, без жителей. |
12 Есть ли такой мудрец, который понял бы это? И к кому говорят уста Господни — объяснил бы, за что погибла страна и выжжена, как пустыня, так что никто не проходит по ней? 13 И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; 14 а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их. 15 Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью; 16 и рассею их между народами, которых не знали ни они, ни отцы их, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их. |
17 Так говорит Господь Саваоф: подумайте, и позовите плакальщиц, чтобы они пришли; пошлите за искусницами в этом деле, чтобы они пришли. 18 Пусть они поспешат и поднимут плач о нас, чтобы из глаз наших лились слезы, и с ресниц наших текла вода. 19 Ибо голос плача слышен с Сиона: "как мы ограблены! мы жестоко посрамлены, ибо оставляем землю, потому что разрушили жилища наши". |
20 Итак слушайте, женщины, слово Господа, и да внимает ухо ваше слову уст Его; и учите дочерей ваших плачу, и одна другую — плачевным песням. 21 Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей. |
22 Скажи: так говорит Господь: и будут повержены трупы людей, как навоз на поле и как снопы позади жнеца, и некому будет собрать их. |
23 Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. 24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь. |
25 Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: 26 Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем. |
Всюду на земле господствуют ложь и коварство. Проста формула взаимозависимости видов зла друг от друга: сначала ложь на языке, затем неправда в делах, и, наконец, переход от одного вида зла к другому становится привычной чередой, напоминающей блуждание по кругу в дремучем лесу. Это не мудрено, ведь на Того, Кто может быть единственным ориентиром не обращают внимания. Меня не знают, говорит Господь устами пророка. Не знают не теоретически, пожалуй, теоретических-то знаний хватает, но у людей, которым, казалось бы, Он дал всё необходимое, нет сердечного знания, нет доверия к Господу и стремления жить по Его правде. Внешне благочестивые нормы соблюдаются, но без внутренней наполненности они становятся лицемерием. Лицемерие господствует также и в отношениях между людьми. Ложь господствует в мире.
Но за это придётся отвечать. Вставшие на путь лжи навлекли на себя смерть.
5 Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости. |
Kак мы разговариваем с людьми, даже очень близкими? Удивительно, как много мы произносим лжи. Ну, конечно, не беспардонной лжи, но — неправды, не совсем правды. Причем вовсе необязательно из злобных или коварных целей. Иногда — чтобы «поберечь» слушателя, иногда — чтобы приукрасить историю или себя. Но мы уже сами не отдаем себе отчета, каким легковесным становится наше слово, оно лишается созидательной силы, потому что такой силой обладает только истина. Мы привыкаем к нашему собственному лукавству и принимаем его за норму, поэтому мы и от других ожидаем того же самого — и вот, нет доверия ни друг к другу, ни к какому иному слову, а постепенно уходит и доверие к Слову Божиему. Начав с малого, ложь постепенно подтачивает и разрушает самые основы нашей жизни. Как мы можем остановиться, как можем «укротить» наш язык? В Послании Иакова сказано, что этого никто из людей не может (Иак. 3:8). Но у Иисуса есть радостная весть для нас: «Богу же все возможно» (Мф. 19:26).
6 Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь. |
Бог устами Своего пророка говорит о «коварстве», из-за которого окружающие пророка люди не хотят Его знать. О чём же идёт речь? Коварство, несомненно, заставляет человека отворачиваться от Бога даже тогда, когда речь идёт об отношениях его с другими людьми: ведь коварство по отношению к ближнему всегда есть некая разновидность обмана, а значит, нарушения девятой заповеди. Человек, открыто нарушающий заповедь, конечно, не может обратиться к Богу, эту заповедь давшему, по крайней мере, он не может сделать этого искренне.
Но это лишь одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что коварство, как и всякая ложь, к которой человек привыкает, становится его второй натурой. И в конце концов в жизни человека, привыкшего к коварству и лжи, неизбежно наступает момент, когда он уже оказывается не в состоянии обратиться к Богу, не в состоянии раскаяться, по крайней мере, без особых усилий, которых в этом случае обычно требуется больше обычного.
Привыкший к обману человек начинает невольно обманывать сам себя, он сам уже перестаёт отличать правду от лжи, и, если он не останавливается, раньше или позже неизбежно приходит к тому, что начинает верить в собственную ложь, относится к ней, как к самой подлинной реальности. Бог же тогда начинает представляться лжецу страшным и опасным врагом, встречи с которым нужно всячески избегать.
В известном смысле так оно и есть: ведь встреча с Богом, обращение и раскаяние неизбежно разрушат ту ложь, которая для лжеца стала подменой настоящей жизни. Духовная реакция с его стороны в этом случае окажется похожей на физиологическую и психологическую реакцию наркомана, у которого отняли его наркотик: своего рода духовная ломка тут неизбежна.
И многие, чтобы её избежать, предпочитают остаться при своей лжи, избегая Бога. Так замыкается круг, отрезающий привыкшего к коварству и лжи человека от Бога и от Царства.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||