Нередко, когда речь заходит, к примеру, о благодати или о дарах Духа, мы рассматриваем и то, и другое как своего рода божественную энергию, которая даётся человеку, как некий дар, для более интенсивной духовной жизни. Иногда, впрочем, к этому прибавляется ещё понимание того, что дары Духа — нечто целенаправленное, нечто такое, что Бог даёт человеку для решения некой, Богом же поставленной, задачи. При таком понимании оказывается, что Бог в виде духовного дара даёт Своему служителю некий инструмент, необходимый для исполнения порученного ему дела. Конечно, такое отношение к дарам Духа в известной степени справедливо, и оно безусловно имеет право на существование. Но исчерпывается ли этим вся глубина дара Божия, как духовного феномена? Ведь при таком подходе дар Божий, дар Духа рассматривается, как нечто изолированное, касающееся лишь Бога и того человека, кому дан дар. Разумеется, если говорить о порученном человеку Богом деле, придётся признать, что оно всегда касается не только самого служителя, но и других людей, по крайней мере, в той церкви, к которой он принадлежит. Но речь надо вести не только об этом. Ведь каждый дар Духа принадлежит не только конкретной церковной общине, но и всей Церкви, оказываясь частью того Царства, жителем которого является каждый христианин, если, конечно, он христианин не только по названию. И дары Духа даются человеку, именно как жителю Царства, в контексте тех отношений между ним и Богом, между ним и Христом, между ним и другими христианами, частью которых они являются. Даже некоторые земные дары обретают смысл лишь в том случае, если человек, их получивший, не прерывает отношений с тем, от кого он эти дары получил. А в Царстве ни один дар сам по себе, вне контекста отношений, связывающих получившего дар с Подарившим, вне контекста всей жизни Царства не будет иметь смысла. И благодать, и дары Духа напоминают праведность, которую невозможно накопить, которая существует лишь в динамике, так, что дела праведности невозможно «отложить про запас» с тем, чтобы впоследствии использовать их для обретения праведности тогда, когда основания для неё уже нет. И всякий дар Духа остаётся реальностью лишь до тех пор, пока остаются реальностью отношения, связывающие получившего дар с Тем, от Кого он его получил. До тех пор, пока он остаётся жителем Царства. Ведь от Царства нельзя оторвать кусочек и унести с собой. Тут всё или ничего.